Елена Масолова
Проект «Народная игрушка из Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка из Дымково
Актуальность темы:
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Публикация «Проект „Народная игрушка из Дымково“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны, дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.
Приобщение детей и родителей к традициям народной праздничной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его духовным, а отношения в семье более близкими и теплыми.
Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
2. Гипотеза: процесс формирования представлений и творческих способностей о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически:
использовать в совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию элементы дымковской росписи;
различные техники исполнения изображения;
народные и пальчиковые игры, художественное слово.
3. Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория
ОО «Художественное творчество»
средне - срочный (на 4 месяца,
дети подготовительной к школе группы
групповой,
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта :
воспитатель 1 квалификационной категории Масолова Е. В.
дети старшей группы № 1 «Непоседы»
4. Цель и задачи работы по проекту
Цель проекта : ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка)
Задачи проекта :
Обучающие:
раскрыть истоки народного творчества
знакомить детей с многообразием элементов дымковской росписи и показать широту их применения
составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи (овалы мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки)
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в дымковской росписи;
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия
пробуждать любознательность в области народного декоративно- прикладного искусства
развивать художественно-творческие способности у детей
развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение
совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами
развивать мелкую моторику рук
Воспитывающие:
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в дымковских игрушках
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству
формировать устойчивый интерес к художественной росписи
прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность
воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :
игровая (игры с правилами, дидактические игры)
здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры
5. Планирование работы с детьми
Месяц Мероприятия
Январь Введение детей в проект
- игровая ситуация: дети получают приглашение на ярмарку изделий народных мастеров.
- беседа на тему: «Красота изделий народных мастеров» Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)
Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - начало работы по проекту, выводы)
Февраль Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка, Легенда о Солнце (дымковская игрушка)
Совместная деятельность: - рисование
«Знакомство с дымковской игрушкой» + «Дымковский узор на полосе, квадрате, круге»
Март Совместная деятельность: – беседа «Дымковская сказочная страна»
Совместная деятельность: - рисование на силуэте «Дымковский конь»
Совместная деятельность: – рисование на силуэте «Дымковская барышня»
Апрель
Совместная деятельность: – Художественное слово о народных промыслах (чтение стихотворений, народного фольклора о народных промыслах)
Совместная деятельность - дидактическая игра
«Русский сувенир»
Совместная деятельность: - Итоговое мероприятие «Дымковская карусель»
Май
Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - окончание работы по проекту, выводы)
Взаимодействие с родителями и воспитателями
"Консультация для родителей и педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье", "Народные игры в семье" и др.
"Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"