Янина Солодихина
Народная игрушка
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1373
Подразделение дошкольного образования
Текст к презентации «Народная игрушка»
(материалы к педагогическому совету)
1. Вступление.
В рамках изучения темы «Декоративно-прикладное искусство» мы вспомним Сегодня на педсовете мы рассмотрели различные виды Д-П искусства, познакомились с содержанием, назначением предметов, материалах, характерных признаках. Одним из пластов декоративного искусства, который уходит корнями в нашу историю, традиции, культуру, является народная игрушка. Я хочу предложить вашему вниманию эту презентацию.
Публикация «Народная игрушка» размещена в разделах
«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».
Давайте обратимся к истории и посмотрим, в какие игрушки играли наши предки.
2. Истоки прошлого.
Дети во все времена играли в игрушки. Самой первой игрушкой малыша была погремушка. Эти игрушки называли шаркунами, гремушками, складушками, брякульками, брякушками. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде бочонка, шара. Благодаря различной форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.
3. Примерно с 2-х лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он распоряжался самостоятельно. Изготавливали их взрослые. Среди них были музыкальные игрушки: трещотки, свистульки, жужжалки, сопелки, свистелки, гармошки, свирели, жалейки и др. Особенно популярной была кукла.
4. Тряпичная кукла.
Известная всем народам, эта игрушка была в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке мама, бабушка, сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания. В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретной возрастной группе. На кукле-девушке был девичий кокошник, венок, она имела одну косу. Для куклы-женщины шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Обращает на себя внимание такая распространенная особенность матерчатой куклы, как ее безликость. У многих народов существовало поверье: если у куклы будут лицо – в нее перетечет душа ребенка. Поэтому на месте лица создавался яркий орнамент из перекрещивающихся полос. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение.
5. Соломенная кукла.
Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, соломы. Наденешь на такой пучок косынку – вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для танцующих кукол. Она должна быть прочной, полированной, тогда расходящийся к низу пучок позволит игрушке плавно двигатьс, кружиться.
6. Филимоновская игрушка (глиняная).
С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России – матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера лепят из чудесной глины разные фигурки: барышень и солдат, медведей и коней, козликов и свинок, петушков и гусей. Все эти игрушки забавные, высокие, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи так вытянули, что на жирафов стали похожи.
7. Эти фигурки – не простые игрушки, а свистульки с сюрпризом. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах, после обжига расписывают, чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, ягодками, цветами, похожими на солнце. Краски берут желтые, красные, малиновые, зеленые. И выходят игрушки яркие, веселые, звонкие.
8. Дымковская игрушка (глиняная).
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель еще в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька.
9. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, присутствует некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинками и коромыслами. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из красной глины, перемешанной с речным песком. Фигурку лепят по частям, элементы соединяют между собой жидкой глиной, швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
10. Тверская деревянная игрушка.
Русская земля испокон веку славилась своими мастерами - людьми одаренными, поднимавшими свое ремесло. При этом дерево было и остается самым распространенным, поделочным материалом. Мастеров привлекает в нем прочность и одновременно податливость при обработке, способность принимать любую окраску.
Тверские сувениры - это разнообразные матрешки, забавные, фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, предметы утилитарно-бытового назначения, коробочки, шкатулки, разделочные доски.
11. Тверская глиняная игрушка.
Тверская глиняная игрушка - это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-Сирины, медведи и другие игрушки-свистульки.
12. Эти игрушки ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом - фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
13. Каргопольская игрушка (глиняная).
На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, жила-была мастерица - игрушечница Ульяна Бабкина. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел научиться. Умельцы вскоре расселились по соседним деревням и передавали свое мастерство из поколения в поколение.
Фигурки лепятся из красной глины. Несмотря на небольшие размеры, им свойственна монументальность. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая - белая, черная, да редкие мазки. Талант мастера заключается в том, что при помощи простых, примитивных средств, нескольких деталей выразить сущность персонажа. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня.
14.
Животных мастера очеловечивают, они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят.
Одним из самых интересных является образ Полкана. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек. Полкан - крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной. Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.
15. Гжельская игрушка.
Гжель всегда славилась своими глинами. Под Москвой, в Раменском районе, изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия, игрушки. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны
из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
16.
Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей,птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью и условностью художественного решения образа.
17. Богородская игрушка.
Все – таки самой распространенной в России была деревянная игрушка
Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.
18. Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.
19. Матрешка.
Самой известной т распространенной игрушкой является матрешка. В России матрешка появилась в конце 90-х годов 19 столетия. Идея этой игрушки была заимствована из Японии, но в России получила оригинальное решение. Название Матрешки было образовано от имени Матрена, а ласково – Матрешка. Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, в ней сначала находили сестренку Матренку, а затем следующую Матрешечку. Потом шел русоголовый братец в красной рубахе, а последним появлялся спеленутый младенец. Было в первой матрешке 8 кукол. А сама матрешка появилась на свет в образе девочки-подростка. Игрушка сразу полюбилась и детям, и взрослым.
20. Расписывается матрешка гуашевыми и масляными красками. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох; встречаются и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзиночки с ягодами в руках у матрешки. Голова матрешки повязана традиционным полушалком разного цвета- красного, голубого, зеленого с орнаментом в виде разбросанных ягодок и цветов. Туловище облачено в сарафан, рубаху и фартук по крестьянской моде. Весь облик матрешки очень мягкий, лиричный.
Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет уже не только, как игрушка, а как произведение народного творчества, памятный подарок, национальный сувенир.
21. Заключение.
В заключении хочется сказать, что народная игрушка - это действительно бесценное сокровище, это истоки детства и культуры. Игрушка была, есть и остается неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания маленького ребенка.