Юлия Ибрагимова
Проект «Взаимодействие ДОУ с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог дополнительного образования (хореограф)
Высшей квалификационной категории
Ибрагимова Юлия Валерьевна
ГБДОУ №137 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Статья на тему «Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе ОУ и педагога. (Мозаика педагогического мастерства: традиции и новаторство)»
«Потанцуем? Родители. Дети. Педагоги.»
Публикация «Проект „Взаимодействие ДОУ с семьёй“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Проект «День Семьи».
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. В 2008 году в нашем детском саду впервые была опробована новая форма проведения праздника «День Семьи», в котором семьи воспитанников принимали активное участие. Этот праздник объединил в себе такие даты, как 23 февраля и 8 марта. Основной целью было формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям: почтение к маме, девочке, а также уважение к папам и мальчикам, содействие укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. Подготовка и проведение праздника позволили увидеть родителей в другом ракурсе (активные, эмоциональные, творческие, сопереживающие, креативные, заинтересованные, ответственные) Первые праздники такого характера включали в себя конкурсы и викторины (например: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «КВН», но позднее они трансформировались в совместные театрально-хореографические постановки по мотивам известных произведений.
Идея проекта.
Проект нацелен на:
социально – коммуникативное развитие, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам творчества;
познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, развитие воображения и творческой активности; об отечественных традициях и праздниках;
речевое развитие, которое включает в себя владение речью, как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта «День Семьи».
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение праздника «День Семьи» для всех участников проекта;
- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
- повышать педагогическую компетентность родителей - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- способствовать раскрытию творческого потенциала всех участников проекта.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Срок реализации: 2 месяца
Ожидаемые результаты:
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности при подготовке и проведении мероприятия;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- обобщение опыта семейного воспитания;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
Приобщение всех участников проекта к танцевальной культуре.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап
Педагогическая деятельность:
- беседа с родителями на предмет новой формы проведения мероприятия;
- планирование и разработка сценария праздника «День Семьи»;
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1 этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения жизни. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Таким образом, объединение всех этих этапов способствует наделить сценарий праздника наиболее яркими и интересными действиями, находящими положительный эмоциональный отклик у детей и взрослых, а также приятные воспоминания на долгие годы (как показывает практика).
- оформление фотовыставок с предыдущих мероприятий такого вида;
- размещение виртуальной афиши на сайте детского сада;
- обсуждение и изготовление костюмов и атрибутов к празднику;
Взаимодействие с родителями:
- обсуждение сценариев;
- распределение ролей;
- знакомство с расписанием предстоящих репетиций для родителей (индивидуальных и групповых);
- знакомство с расписанием совместных репетиций детей и родителей
- консультации для родителей по вопросам подготовки к празднику;
Работа с детьми:
- чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихов и текстов;
- разучивание танцевальных композиций;
- работа с атрибутами;
- предварительная работа в соответствии с темой праздника;
II. Формирующий этап
- оформление коллективных афиш и открыток к празднику;
- создание условий для успешной реализации мероприятия;
- обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ;
- организация репетиций с участниками праздника «День Семьи»;
- участие родителей в проведение мероприятий;
- съемка видеороликов мероприятий;
- практическая деятельность совместно с детьми.
III. Итоговый этап
- проведение праздника «День Семьи» по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»
- обобщение материалов проекта;
- создание слайдовых презентаций;
- оценка эффективности работы в проекте с педагогами ДОУ на Педагогическом Совете;
- оценка проведенного мероприятия с родителями и детьми (в форме чаепития);
- рисунки детей;
- создание фотоколлажа с праздника.
Критерии эффективности:- рост количества родителей и других членов семьи, желающих принимать участие в мероприятиях такого рода;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ;
- повышение положительного эмоционального настроя детей, участвующих в совместных проектах.
Продукты проектной деятельности:
- слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями;
- фотоматериалы, фонограммы, видеоматериалы;
- новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей;
- анкеты;
- семейные стенгазеты;
- проектная папка;
- декорации, костюмы и атрибуты.
Благодаря такой форме мероприятий мы пришли к выводу, что это – перспективная форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. И такие совместные проекты как нельзя лучше подходят к атмосфере детского сада, которую мы стремимся создавать и поддерживать на протяжении многих лет.