Ольга Котвицкая
Проект «Вместе весело играть!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №4» (дошкольное отделение) г. Ангарск, 2020 год
Тема проекта :
«Вместе весело играть!»
Составил: воспитатель 1 категории
Котвицкая Ольга Юрьевна
Вид проекта : творческий, игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатель группы.
Актуальность:
Публикация «Проект „Вместе весело играть!“» размещена в разделах
Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя регуляция поведения, появляется воображение, зарождается содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре.
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя в младшем возрасте вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.
Цель проекта : Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игры, подведение
детей к созданию собственных игровых замыслов.
Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры, подбирать предметы и атрибуты для игры, постройки из строительного материала. Развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать словарный запас.
Задачи:
-познакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью взрослых, с предметами – помощниками;
-учить объединяться в пары, группами в совместной игре, распределять роли, выполнять игровые действия, развивать умение действовать согласованно и ладить в совместной игре;
- воспитать доброжелательность по отношению друг к другу, уважение к труду, вызвать желание трудиться;
Проблема:
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно - ролевой игры дошкольников. Сейчас родители мало уделяют своим детям время, не учат их играть, общаться между собой. Родителям легче включить телевизор детям или дать планшет: дети предоставлены «сами себе». А ведь игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Дети учатся полноценному общению друг с другом, впервые познают себя единым коллективом, сплочаются и приобретают возможность проявить себя, свои лучшие качества личности. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Дети с удовольствием будут принимать участие в игровой деятельности,
самостоятельно создавать условия для развёртывания игры. Значительно повысится уровень сформированности умений играть в сюжетно-ролевые игры по сравнению с началом учебного года.
Детей научим играть в коллективе, брать на себя роль, распределять роли, помогать товарищам по игре. Пополнится их словарный запас. Дети научатся развивать сюжет.
1 Подготовительный этап
Речевое развитие: Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас через:
- дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Чей предмет», «Лечим куклу», «Что лишнее», «Что перепутал художник».
- рассматривание иллюстраций по теме «Профессии».
- проведение бесед «Моя мама», «Как мы ходим в магазин», «На приёме у врача».
Социально-коммуникативное развитие:
- использовали хороводные игры - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
- труд: совместное изготовление простых атрибутов для игр: справок, денег.
Познавательное развитие:
- наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, младший воспитатель, медсестра, дворник, продавец, воспитатель.
- Рассматривание. медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр,., атрибутов для игры в магазин и строительных инструментов.
- экскурсии в медицинский кабинет, кухню.
-строительные игры, конструирование «кровати для кукол» и т. п.
Художественно-эстетическое развитие:
-чтение стихов, сказок на тему доброты, любви к ближним, заботы о животных: Чуковский «Айболит», Е. Крылова «Как лечили петуха», Я. Райнис «Кукла заболела» и другие.
-использовали игры-имитации
-рисование «Витамины для куклы», «Строим дом»
-аппликация «Строим дом»
-лепка «Подарок для больной куклы», «витамины», «конфеты», «пряники» и т. п.
Физическое развитие: все вышеперечисленные виды деятельности, проведённые с детьми, повышают их двигательную активность, улучшают координацию движения.
Создание ПРС
В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Медицинский кабинет», куда они несут полечить своих кукол. Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль! Поэтому наш уголок с машинами, рулями интересует в первую очередь мальчиков.
Игровой материал: куклы, пупсы, стол,набор постельного белья,коляски детские для кукол,игрушки резиновые (дикие и домашние животные,телефон детский,утюги детские пластмассовые,гладильная доска,машинки – модели
транспорт (самолет, автобус, автомобили большие и маленькие).
Набор «Доктор»,набор для мальчиков «Инструменты»,рули,посуда чайная, столовая, кухонная,стол кухонный детский,пластизоль (резиновые фрукты, овощи, ягоды, продукты,поднос кухонный детский, разделочная доска
уголок ряженья.
Уголок «Парикмахерская»,плечики детские пластмассовые
набор «Юный парикмахер»,фартуки, халат доктора, косынки, ободки.
2. Содержательный этап
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» для детей второй младшей группы
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных умений у детей младшего возраста, средствами сюжетно – ролевой игры.
ЗАДАЧИ: развитие коммуникативных умений у детей младшего возраста, средствами сюжетно – ролевой игры.
Образовательная: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и правильно называть их.
Развивающая: развить интерес к сюжетно — ролевой игре, обогатить словарный запас детей, способствовать возникновению ролевого диалога.
Воспитательная: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать чувство ответственности за выбранную роль.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсия в кабинет медсестры, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.
АТРИБУТЫ:
Посылка с телеграммой; игрушки: мишка, зайка, кошка, лиса, волк и др. ; шапочка, халат детский; шапочка, халат для воспитателя; комплект игры «Доктор» : градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ: вылечить больных зверят.
ИГРОВЫЕ РОЛИ И ПРАВИЛА:
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель - роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия с взрослым по подражанию, по образцу).
Организационный момент:
Воспитатель берет посылку и удивляется.
Ребята, нам пришла посылка, а в ней телеграмма. Интересно от кого?
Хотите узнать? Я тоже очень хочу узнать.
Воспитатель читает телеграмму:
Помогите, помогите?
Доктора скорей пришлите!
Наши звери заболели!
Наверное, много снега они ели!
А теперь у них ангина, скарлатина, гепатит и дифтерит.
Что же делать, как нам быть?
Как болезни победить?
Ход ИГРЫ:
Воспитатель: Ребята, что случилось? Неужели в лесу все звери заболели? Как же им помочь?
(Дети рассуждают).
Воспитатель: А кто всех лечит от болезней? (ответы детей)
Да, доктор! У доктора есть очень много инструментов и лекарств, которыми он пользуется, когда лечит больных. Посмотрите, сколько всего прислали, нам звери, тут всё перепутано, давайте вы мне поможете выбрать необходимое, что потребуется доктору для работы.
(Из множества предметов дети выбирают те предметы, которые могут понадобиться доктору).
Шприц - делать укол.
Термометр (градусник) - измерять температуру.
Вата - смазывать раны.
Бинт - перевязать рану.
Зелёнка - обрабатывать царапину.
Фонендоскоп - слушать работу сердца и лёгких.
Сироп - пить от кашля.
Таблетки - от температуры.
Халат, колпачок - одежда медработника.
Кубик, утюг, кастрюля, мяч - эти предметы остаются лежать в ящике посылки (воспитатель выясняет почему дети их не взяли).
Правильно это всё необходимо врачу для работы, а теперь пора и в путь, зверята нас заждались, скорее на помощь на лесную полянку.
Ребята, а на чём можно доехать, как вы думаете? (выслушиваю ответы и поощеряю детей) Всё правильно, но мы сегодня поедем к зверятам на паровозике, а машинистом у нас будет Артём, он сегодня у нас один мальчик среди девочек.
(Включаю музыку) «Мы едем, едем, едем в далёкие края» едем по группе
Вот и мы уже в лесу. А вот и полянка, мы приехали с вами.
Посмотрите, ребята, сколько много зверей, а что с ними не так? Они грустные, не улыбаются и совсем не играют.
Посмотрите, ребята,а вот и лиса, она говорит: «Ой, меня укусила оса!»
(говорю я)
И песик барбос, его курица клюнула в нос.
Бедный бегемотик схватился за животик, у него у бегемотика животик болит. А рядом тигрёнок, у него ангина.
А это кто? Ребята, правильно это зайчик, зайчик попал под трамвайчик. Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвайчик и ему перерезало ножки. Он не может бегать по дорожке. И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой.
И кошка мурка тоже заболела, несчастная кошка поранила лапку, сидит и ни шагу не может ступить,
А у тебя кто? медвежонок, наверное, ушко болит?
Надо срочно что-то делать? Что же делать ребята, как же быть? (подвести детей к тому, что зверям нужен доктор) Конечно,надо отвести всех зверей в больницу!
А вот и больница я буду врачом, сейчас надену белый халат и буду лечить зверей. Приводите всех больных зверей.
Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться в нее поскорей!
(воспитатель надевает халат и предлагает детям взять по одному животному и подходить по очереди к доктору. Показывает ребятам как лечить)
Здравствуйте, а кто у вас заболел? Зайка? Что болит у зайки? Зайке лапку мы полечим. Помажем зелёнкой и забинтуем.
Медвежонок ушко простудил – форточку закрыть забыл.
Как ему поможем?
Я возьму фонендоскоп и послушаю его. Прикладываю к груди и говорю дышать глубже. В лёгких чисто, хрипов нет. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире и говори А-А-А, а теперь ушко. Ещё нужно измерить температуру-поставим ему градусник, поднимай лапку (ставит градусник, и немного нужно подождать. Да, поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру. Да, медвежонок простудился. Нужно дать ему таблетки и закапать ушко. И медвежонок быстро поправится. Сейчас выпишем рецепт.
Больных зверей у нас здесь много и я одна не справлюсь, давайте выберем ещё одного доктора. (выбираем с помощью считалки)
Теперь у нас в больнице работают два доктора: Ставим градусники, даём таблетки, поим микстурой, закапываем нос, делают компрессы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а звери какие весёлые, у медвежонка больше ушко не болит. У зайки здоровые лапки и он опять может бегать по дорожке. Почему звери такие весёлые? Конечно, потому что мы их вылечили, они были больные,а теперь здоровые. Мы такие молодцы, что смогли им помочь! Теперь они здоровы, смеются и радуются!
А нам пора возвращаться в детский сад и зверят мы можем взять с собой, чтобы они с нами поиграли, и им стало ещё веселее!
Под песенку «Мы едем, едем, едем в далёкие края» едем по группе.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в детский сад! Играйте дружно и делитесь игрушками друг с другом!
3. Заключительный этап:
Дети с удовольствием принимают участие в игровой деятельности, отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого
поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
У детей появляются любимые роли, которые они охотнее всего выполняют.
Понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
Часть детей самостоятельно создают условия для развёртывания игры. Значительно повысился уровень сформированности умений играть в сюжетно-ролевые игры по сравнению с началом учебного года. Дети проявляют интерес к игровому общению со сверстниками, начали выполнять правила игры, самостоятельно подбирают предметы и атрибуты для игры, по необходимости сюжета строят постройки из строительного материала. При выборе игры и сюжета, у детей наблюдается активное речевое общение, увеличился словарный запас.
Часть детей, которые ежедневно посещают детский сад, научились играть в сюжетно-ролевую игру, как в паре, так и в подгруппе из трёх человек.
Взаимодействие с родителями:
Мы с родителями продолжаем обогащать развивающую среду группы.
Родители совместно с детьми активно включились в работу по созданию атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Родители вместе с детьми, приносили из дома различные коробочки, баночки, флакончики для игр в «Больницу», «Парикмахерскую», сшили постельное бельё для игры в «Семью». Приобрели кассу и 3-х этажную корзину для игры в «Магазин», рули для игр «Автобус», «Шофёры».
У родителей появились новые знания о сюжетно-ролевых играх и о взаимодействии в игре с детьми, для этого в течение года было проведено анкетирование родителей и по его результатам были подготовлены
Консультации для родителей:
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»,
«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»,
«Играем дома с детьми в сюжетно-ролевые игры (подборка игр)».
Литература:
Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, - Москва, «Просвещение», 2007. - 424с.
Бойченко Н. А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008. - 654с.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
Михайленко Н. Я. Теория сюжетно - ролевых игр. - М. : ЮНИТИ. 2010. -365с.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М: Владос, 1999.