светлана киселева
Проект на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Продолжительность: кратковременный
Актуальность проекта :
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Публикация «Проект на тему „Театрализованная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность.
Мир театральных игр формирует основы нравственно-эстетического воспитания, способствует ознакомлению с его выразительным языком, который закладывает основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. При этом формируются навыки взаимного общения, коллективной работы. Один из способов развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
В процессе театрализованных игр :
• Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
• Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
• Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече-двигательного.
• Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
• Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
• Происходит коррекция поведения.
• Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
• Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
• Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
• Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Основные направления развития
театрализованной игры состоит в
постепенном переходе ребенка:
• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Цель проекта : развитие творческих
способностей и речи детей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
o Художественное образование и воспитание детей;
o Формирование у них высокого эстетического вкуса;
o Нравственное воспитание;
o Развитие коммуникативных качеств личности;
o Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру
Ожидаемый результат:
• дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
• сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• постановка сказок, обыгрывание песенок, потешек.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ и РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная работа
Работа в парах (или группами)
Коллективная работа
Объединение нескольких групп
Вид проекта
Часть занятия- мини-проект
Целое занятие
Несколько занятий
Длительный проект в течение года
Основные методические принципы реализации проекта
Связь с темой занятия, тематическим планированием
Сочетание с традиционными формами и методами обучения
Включение детского творчества в обучение
Выход на социально-значимый продукт
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Выдвижение идеи;
Обсуждение идеи с детьми;
Коллективное решение о виде и конечном результате проекта;
Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей с темой и схемой реализации проекта, определения их роли в проекте
Организационный этап
Формирование пар, микрогрупп или групп по интересам;
Распределение заданий в них
Группы (можно придумать эмблему каждой группы, исходя из темы задания).
Включение этих групп в «интерактивный постер»
Основной этап
Самостоятельная, творческая, последовательная работа детей и взрослых;
Организационная и практическая помощь педагога;
Регулярное обсуждение первых результатов и отражение их в «интерактивном постере»;
Планирование результатов проекта
Заключительный этап
o ”материализация” проекта – изготовление коллажа, альбома, стенда, книги,
фильма и др. ;
o Презентация проекта;
o Обсуждение результатов, подведение итогов;
o Практическое использование результатов проекта (дидактическое пособие,
оформление выставки, расширение социального пространства детей, повышение профессиональной и родительской компетенции, развитие активной гражданской позиции).
Форма презентации: спектакль, открытое занятие, досуг, творческие выставки, презентации, плакаты, социальная реклама и др.
Формы и методы реализации проекта
Организация творческих упражнений: «Пень – колода», «Волна», «Ручеёк».
Организация пальчиковых игр «Сорока – ворона», «Семья», «Дружные пальчики», «Пять маленьких мышат».
Организация игр на развитие речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции.
Игры – драматизации. Музыкальные игры.
Игры – превращения.
Консультации для родителей и воспитателей.
Изготовление театрализованных атрибутов.
Беседы о видах театра.
Рассматривание фотографий, иллюстраций о театре, театрализованной деятельности.
Артикуляционная гимнастика с детьми: игры с язычком.
Проговаривание скороговорок.
Упражнения на развитие интонационной выразительности.
Игры «Подскажи словечко».
Чтение русских народных сказок.
Рассказывание – проигрывание потешек.
Пение песен.
Подбор сказок для выставки родителям.
Драматизация детьми сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой».
Составление сценариев открытого театрализованного мероприятия.
Разыгрывание сказок, потешек, пальчиковых игр.
Украшение декораций, костюмов. Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности.
Обновление всех видов театров.
Изготовление новых видов театра.
Выставка книг по русской народной тематике.
Оформление кабинок в стиле русских народных сказок.
Открытое мероприятие по театрализованной деятельности.
Исполнение песен – драматизаций.
Драматизация сказок с участием музыкального руководителя.
Обыгрывание подвижных игр с детьми при помощи имитаций движений животных, шапочек.
Привлечь родителей к изготовлению театральных атрибутов.
Оформление кабинок по тематике русских сказок.
Консультации: «Театр дома». «Игрушки своими руками».
Приложение:
Обыгрывание этюда, потешки, мини- сценки в индивидуальной работе.
***
Этюд.
По стихотворению А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришёл Молчок.
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел.
С нами песенок не пел.
А потом, глядим привык:
Словно зайка скок да прыг!
До чего ж я осмелел.
Даже песенку запел (песенка).
***
Потешка.
Сидит белка на тележке,
Продаё т она орешки:
Лисичке-сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Волчонку зубастому,
Петушку горластому,
Кукареку!
***
Мини- сценка.
По стихотворению Л. Корчагиной.
Был бы ёж ты хорош,
Только в руки не возьмёшь!
Нехорош? Ну и что ж!
Без иголок я не ёж!
***
Игра- драматизация «Кошки – мышки!»
Эта ручка – Мышка,
Эта ручка – Кошка,
«В кошки – мышки поиграть,
Можем мы немножко».
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт,
«Что же Мышка не идёт?».
***
Сказка «Репка»
Жили были дед, баба, да внучка!
Вот раз баба с внучкой пошли кашу варить.
А дед решил репку посадить!
ДЕД: Пойду-ка я, посажу репку! Расти, расти, репка, сладк! Расти, расти, репка, крепк!
Вот и выросла репка, сладк, крепк, большая-пребольшая.
ДЕД: Пора репку из земли тянуть!
Тянет, потянет, а вытянуть не может! Позвал дед бабку!
ДЕД: Бабка иди помогать, репку тянуть!
БАБКА: Иду, иду, сейчас помогу!
Бабка за дедку, дедка за репку -
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала бабка внучку.
БАБКА: Внучка беги нам помогать, репку тянуть!
ВНУЧКА: Бегу, бегу, Вам помогу!
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала внучка Жучку.
ВНУЧКА: Жучка, помоги нам репку тянуть!
ЖУЧКА: Гав-гав, помогу, уже к вам бегу!
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Жучка кошку.
ЖУЧКА: Кошка помоги, с нами репку потяни!
КОШКА: Мяу – мяу, к вам на помощь иду!
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала кошка мышку.
КОШКА: Мышка, где ты, к нам беги, помоги!
МЫШКА: Пи- пи, уже спешу, вам всем помогу!
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку —
ВМЕСТЕ: Тянем–потянем - и вытянули репку.
Все остались довольны и счастливы! Дружно репку из земли вытащили! Теперь кашу из репки бабка сварит вкусную да сладкую! А сказке конец, а кто слушал молодец!