Лариса Козлова
Проект на тему: «Роль театрализованной игры в работе по формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Козлова Лариса Александровна
Воспитатель, МБДОУ №4
Общеобразовательного вида
С приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-
эстетическому развитию детей
Г. Сосновый Бор
«Радуемся, огорчаемся, переживаем».
Введение.
Эмоция является «центральным звеном» психологической жизни человека и прежде всего - ребенка. (Л. Выготский)
Чувства - это своеобразное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Публикация «Проект на тему: „Роль театрализованной игры в работе по формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся).
Актуальность темы:
Работая с детьми раннего возраста, я обратила внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
“Эмоции организуют восприятие, мышление и действие. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания” писал К. Изард.
На мой взгляд, задача взрослых научить ребенка (с помощью игр и упражнений) адекватно и актуально выражать свои эмоции.
Развитие эмоциональной сферы, по-моему, особенно актуально и важно в дошкольном возрасте, т. к. впоследствии это будет, является одним из показателей готовности ребенка к школе. А так же поможет ему строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста через игры и упражнения театрализованного характера.
Задачи:
-Учить, правильно проявлять собственные эмоции и узнавать их на лицах других людей.
-Формирование у детей элементарных представлений об эмоциях людей.
-формировать умение сопереживать героям литературных произведений.
-Включение родителей во взаимодействие со своим ребенком
-Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации:1-2 недели.
Работа по детскому проекту осуществлялась на базе первой младшей группы по трем направлениям:
-совместная игровая деятельность с детьми.
-развивающая среда;
-взаимодействие с родителями.
Первое направление «Совместная деятельность с детьми.
Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, в своей работе я часто использую, как крохотные потешки, так и сказки.
Описание игры: После прочтения уже знакомой сказки «Курочка Ряба», мы с детьми обсудили сказку и рассмотрели иллюстрации.
При чтении сказки я постаралась собственным голосом и мимикой показать детям эмоции героев сказки. При обсуждении я постаралась добавить вопросы делающие акцент на чувства и эмоции персонажей:
-О ком эта сказка?
-О бабушке, дедушке курочке, мышке, кошке, яичке (дети перечисляли всех персонажей нарисованных на картинке)
-Что курочка снесла бабе и деду?
- Яичко.
-Какое было яичко?
-Не простое, а золотое.
-Какое чувство испытали дедушка и бабушка? Что они делают?
-Радуются, улыбаются.
-Что делали дедушка и бабушка?
-Били яичко.
-Что сделала мышка?
-Бежала, яичко упало и разбилось.
-А как вы думаете, почему мышка так бежала, что разбила яичко?
-Боялась кота, торопилась в свой домик к деткам, испугалась дедушку…
-Когда яичко разбилось, что делали дедушка и бабушка?
-Грустили, плакали.
-А что сделала курочка?.
-Пожалела, снесла новое яичко.
После обсуждения сказки я предложила детям попробовать в процессе повторного чтения показать, как радовались и огорчались дедушка и бабушка, как сильно испугалась мышка. Мальчики и девочки почти все включились в игру.
Но, к сожалению, я видела и таких детей, которые не знали, как нужно показать ту или иную эмоцию, или просто стеснялись, или боялись это делать. В связи с этим я посчитала необходимым продолжить работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей.
Второе направление «Развивающая среда».
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Я считаю, что их справедливо относить к разряду творческих игр, способствующих развитию эмоциональной сферы.
К сожалению, в раннем возрасте дети не работают с ножницами и пока не могут сделать игрушки или маски, которые могли бы помочь им перевоплотиться, или открыть-проявить свою эмоциональную сферу. Именно по этому родителям было предложено смастерить или купить маски для проигрывания донной сказки.
Уже на следующий день дети с удовольствием обыгрывали эту сказку.
Надев маски, дети грустили и плакали,
радовались и смеялись. А мышка так испугалась разбитого яичка, что малыши стали ее успокаивать.
Ребята проигрывали сказку несколько раз и примеряли на себя роли каждого персонажа.
Третье направление «Работа с родителями»
В конце недели мы пригласили родителей, чтобы показать инсценировку сказки. Ребята очень волновались, когда готовились к выступлению.
Спектакль в группе порадовал и взрослых и детей:
Родители с удовольствием смотрели спектакль, а потом и обыгрывали купленные маски вместе со своими детками.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал сближению и взаимопониманию между ними, кроме того развитию эмоциональной сферы детей, т. к. дети чувствовали эмоциональную поддержку родителей и каждая игра заканчивалась на положительной ноте. Малышам настолько понравились яркие и красочные маски, что они несколько дней еще самостоятельно одевали их и весело придумывали свои, новые сюжеты для игр.
В ходе реализации проекта родители собрали альбом с фотографиями детей группы: «Настроение моего ребенка».
Итог.
В результате проведенной работы дети научились определять эмоции по внешнему виду людей. Стали чаще проявлять положительные эмоции в отношении друг друга в процессе игр.
Совместное творчество детей и родителей способствовал сближению и взаимопониманию между ними, а так же развитию эмоциональной сферы детей.