Екатерина Королькова
Проект «Развитие физических качеств через подвижную игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
1.1 Краткое обоснование проекта
Вид проекта : Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта : 1 месяц.
Участники проекта : дети II младшей группы, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра, воспитатели.
Публикация «Проект „Развитие физических качеств через подвижную игру“» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения выделена образовательная область «Физическое развитие», целью которой является: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
1.2 Цели и задачи проекта
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Физическое развитие» : физическая культура; основы безопасного поведения, валеология. Её содержание направлено на достижение следующей цели: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) через подвижную игру;
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому, чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому, чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд именно подвижные игры очень хорошо будут этому способствовать.
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с родителями дошкольников.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
Основное содержание проекта
2.1 Этапы работы над проектом
Подготовительный Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;
Обсуждение плана работы с родителями на собрании;
Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;
Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;
Разработка конспектов физкультурных мероприятий;
Изготовление необходимых атрибутов и оборудования.
Практический Совместная деятельность инструктора по физкультуре и детей в рамках:
- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;
Совместная деятельность инструктора по физкультуре с родителями:
- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;
- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;
- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;
- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки.
Итоговый Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:
Итоговое наблюдение зауровня физического развития и здоровья дошкольников;
Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;
Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;
Развлечение для детей «В стране «Весёлых мячей»
Организация выставки совместного детско-родительского творчества.
2.2 Формы и методы реализации проекта
Информационные стенды для родителей «Уголок Здоровья» и «Физкульт-Ура»
• тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни
• рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря
• использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье
• использование специального комплекса упражнений для сохранения осанки здоровой, по профилактике плоскостопия
• памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке
Картотеки подвижных игр
Игра-тренинг для родителей «Клубок» (Приложение №7)
Рисование «Моя любимая игра»
Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике:
• «Как организовать занятия физическими упражнениями дома» (Приложение №2);
• «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» (Приложение №3);
• «Игры с мячом» (Приложение №4);
• «Игры с обручем» (Приложение №4);
• «Один дома» (Приложение №5);
• «Памятка для родителей по оздоровлению детей» (Приложение №9)
Анкетирование:
• «Какое место занимает физкультура в Вашей семье» (Приложение №6);
• «Физическая культура и оздоровление» (Приложение №8)
Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность родителей с инструктором по физкультуре:
• физкультурные мероприятия – праздники, досуги, развлечения
• обучение элементам подвижных игр
• обучение различным оздоровительным методикам укрепления здоровья
• пропаганда здорового образа жизни
• оптимизация двигательного режима дошкольников
• профилактика простудных заболеваний средствами физической культуры
• профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Изготовление спортивного инвентаря и атрибутики
Развлечение для детей на тему «В стране «Весёлых мячей» (Приложение №10)
2.3 Интеграция образовательных областей
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения проблемы и применять их на практике.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями.
Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» :
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме сотрудничеству – участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» :
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий, вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» :
Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на спортивную тематику).
Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие» :
Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка». Показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.
2.4 Ожидаемые результаты
• Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
• Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
• Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
• Повышение авторитета педагога и других работников ДО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
• Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДО.
Заключение
В общей системе образовательной работы ДОфизическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Целью нашего проекта было выявить влияние подвижной игры на развитие таких физических качеств как быстрота,ловкость,сила,координация движений и выносливость у детей дошкольного возраста.
Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДО и в повседневной жизни детей.
В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:
• психофизические качества дошкольников, а также быстроту и ловкость, как физические качества;
• требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость;
• подвижную игру как средство развития физических качеств : задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.
В ходе проведения эксперимента мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 3-4 лет – по 5 человек в каждой.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.
Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости.
Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей физического развития.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Список использованной литературы
1. Бауэр, О. П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб. : ВВМ, 2004. – С. 331-332.
2. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1981. – 96 с.
3. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез. 2007. – 240 с.
4. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М. : Владос, 2000. – 262 с.
5. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. – 2003. – Т-1. – С. 230-232.
6. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. – К. : Здоровья, 1998. – 168 с.
7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С. 10-14.
8. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. – С. 29-33.
9. Ковалевский, А. К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. Канд. Пед. Наук / А. К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. – 138 с.
10. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – С. 52.
11. Кособуцкая, Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – 39 с.
12. Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. Пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 151