Игорь Могучев
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде онтогенеза закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, столь необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для активного целенаправленного развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
Публикация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основными физическими качествами человека принято считать: ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой. В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Воздействуя при организации двигательной деятельности на одно из физических качеств, мы тем самым влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: во-первых, от особенностей применяемых при организации деятельности двигательных нагрузок; во-вторых, от уровня физической подготовленности человека, ребенка. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.
Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит и к совершенствованию других. Однако в дальнейшем развитие этого физического качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали положительное влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития всех качеств.
Развитие физических качеств дошкольников должно включать : проведение специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в образовательной практике средств развития физических качеств дошкольников. (К ним, прежде всего, относятся: режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены.)