Наталья Арбузова
Исследовательский проект «Посудная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель. Проект на тему : «Посудная сказка». Тип проекта : исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители. Срок проекта : неделя. Продукт проекта : мини- музей «Посуда» Цель проекта : Формирование у детей представления, откуда появилась посуда; как и из каких материалов её изготавливаю; почему посуда разная. Задачи проекта : 1. Создавать условие для исследовательской деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к исследованию предметов окружающего мира. 3. Формировать умение детей различать и называть предметы кухонной, столовой, чайной посуды, определять материалы из которых она изготовлена (береста, дерево, метал, пластик, хрусталь, стекло, глина, фарфор.) 4. Формировать представление детей о декоративно - прикладном искусстве (гжель, хохлома) 5. Воспитывать интерес и бережное отношение к посуде. Актуальность проекта Дети мало знают о посуде, о её важности в жизни человека. Откуда появилась посуда. Пути достижения - Ознакомительные рассказы педагога. - Беседы по вопросам. - Интернет ресурсы. - Развивающие игры. - Речевые игры. - Чтение художественной литературы. - Рассматривание альбомов с разными видами декоративно- прикладной росписи. - Исследование. - Пальчиковые гимнастики. - Физкультминутки. Предполагаемый результат. - Стойкий интерес к познавательной - исследовательской деятельности. - Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, умение узнавать и называть виды посуды, материалы из которых она изготовлена. - Умение детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Этапы осуществления проекта 1. Подготовительный этап - Постановка цели и задач. - Подбор литературы. - Работа с интернет ресурсами. - Создание условий для исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности. - Подбор игр, бесед (составление вопросов). - Составление перспективного плана работы на неделю. 2. Познавательно – практический этап. - Постановка проблемы. - Беседы. - просмотр презентации. - Игры. - Чтение литературы. - Исследования, эксперименты. - Продуктивная деятельность. Аппликация «Посудная сказка». 3. Заключительный этап. - Сравнительный анализ. - Выводы. - Создание мини – музея «Посуды». - Выставка детских работ. Ход проекта Постановка проблемы. - Создание ситуации, в которой ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого придёт к вопросу, откуда появилась посуда? Внести в группу разные виды старинной посуды, картинки с изображением старинной посуды. В ходе рассматривания посуды возникает вопрос : почему раньше пользовались деревянной посудой, откуда появилась посуда.? Формируется проблема: откуда появилась посуда? Вопросы и ответы детей фиксируются и делаются выводы. Вопросы: Откуда появилась посуда? Из каких материалов её изготавливают? Почему посуда разная? Ответы детей Посуда делалась из глины, очень давно. Посуду делали из деревянных палок, чтобы не есть руками. Посуду делали на заводах. В ходе беседы выяснилась, что дети мало знают о посуде, о её происхождении. Предлагается детям спросить у родителей, откуда появилась посуда? Задача родителей: - Поддерживать познавательный интерес детей. - Чтение художественной литературы с детьми дома. - Распечатать для альбома, предметы посуды. Перспективный план работы на неделю. Понедельник 1. Беседа на тему: «Что мы знаем о посуде?». Цель: Выяснение, информации, знаний детей. Вопрос: Что мы знаем о посуде? Посуда бывает разная, из разных материалов. Посуда бывает старинная, современная. Посуда бывает разных видов. Посуда бывает разной формы, у неё бывает роспись. Вопрос: Что мы хотим узнать? Как делают посуду? Кто первый сделал посуду? Из каких материалов изготавливают посуду? 2. Просмотр презентации «Посуда» (интернет ресурс). 3. Игра «Накрываем стол к обеду». Цель: Закрепить знание детей столовой посуды; развивать умение сравнивать, называть предметы; развивать мышления, внимание, речь. Вторник 1. Игра «Волшебный мешочек». Цель: формирование у детей умений на ощупь называть предметы посуды и их назначения. Развивать внимательность, речь. 2. Пальчиковая гимнастика «Маша каши наварила». 3. Чтение сказки «Разговор посуды»
Публикация «Исследовательский проект „Посудная сказка“» размещена в разделах
Е. А. Алябьева. 4. Дидактические развивающие игры и упражнения. «Чего не хватает», «Дорисуй», «Складывание посуды из разрезных картинок (из 4-5 частей). Цель: Закреплять умение детей. Видеть и называть части, детали предметов посуды. Развивать внимательность, воображение. Среда 1. Рассказ воспитателя : Изготовление посуды. Изготовление посуды – трудоёмкий процесс, её изготавливают на заводах, специальных станках. Посуду из глины делает гончар вручную на гончарном круге. Посуду из стекла делают так: варят стекломассу в специальных печах при большой температуре. Затем робот - автомат разливает вязкую массу в специальные формы, где формируется посуда различных форм, далее она обжигается и медленно охлаждается. Деревянную посуду делают на специальных деревообрабатывающих станках. Расписывают посуду художники. Бывают разные виды росписи. 2. Рассматривание альбомов «Гжель», «Хохлома» и. д. 3. Договариваемся о создании мини музея в группе, обговариваем где взять экспонаты для музея. Привлекаем родителей. Четверг 1. Загадки про посуду. 2. Исследовательская деятельность. Опытно – экспериментальная. Как отличить фарфоровое блюдце от фаянсового? (Блюдца по очереди поднести к источнику света). Вывод: через фарфоровое блюдца пальцы видны, а через фаянсовое – нет.
3. Аппликация «Сказочная посуда» (вместе с родителями дома) 4. Физкультминутка «Чайник» 5. Чтение Н. Носова «Мишкина каша». Пятница 1. Игра «Что лишние» Цель: Формировать умение детей находить предметы посуды на картинках и находить лишние среди них. Развивать внимательность. 2. Оформление мини – музея «Посуда». 3. Выстовка совместных работ детей и родителей «Сказочная посуда». Результат проекта Вывод : Появление у детей к концу проекта познавательной активности. Улучшилось умение работать в коллективе. Расширились знания о происхождении посуды её видах и материалов, из которых она делается. Литература 1 Е. А. Алябьева Сказки о предметах и их свойствах. Издательство «ТЦ Сфера» - 2014г. 2. З. А. Ефанова Познание предметного мира Издательство «Учитель»- 2009г. 3. Ю. В. Полякевич формирование коммуникативных навыков у детей 3- 7 лет Издательство «Учитель» - 2009г. Приложение Игра «Волшебный мешочек». Дети не глядя трогают предметы в мешочке и по форме пытаются их определить. Пальчиковая гимнастика. Маша каши наварила, - «мешают» указательным пальцем правой Маша кашей всех кормила руки в левой ладошке. Положила Маша кашу - Загибают пальцы на обеих руках при Кошке – в чашку, каждом названии предмета посуды. Жучки – в плошку, А коту в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам, Ив корыте – поросятам. Всю посуду заняла,
- Разжимают кулачки. Всё до крошки раздала. Сдувают воображаемые крошки с ладошек. Вопросы к беседе по сказке «разговор посуды» - О чём эта сказка? - Почему посуда решила проучить свою хозяйку? - Как она это сделала? - Как изменилась хозяйка? - Из каких материалов может быть сделана посуда? - Для чего предназначена стеклянная посуда? Глиняная? Деревянная? Пластмассовая? Металлическая? Фарфоровая? Бумажная? - Что можно готовить в посуде из жаропрочного стекла? - Что такое одноразовая посуда? Как её используют? Физкультминутка «Чайник». Вот большой стеклянный чайник – Надули животик, одной рукой на поясе, Очень важный он начальник. Другая изогнута как носик чайника. Вот фарфоровые чашки - Присели одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца - Кружатся, рисуя руками круг. Только стукни - разобьются Вот серебряные ложки, - Потянулись руки сомкнули над головой. Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос,
- Легли на ковёр, вытянулись. Он посуду нам принес.