Людмила Зубок
Исследовательский проект «Вся польза в камне…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида
СП детский сад №196
«Вся польза в камне…»
(фото 1)
Выполнили:
воспитатели подготовительной
к школе группы №10
Зубок Людмила Алексеевна, Новикова Анна Владимировна
Нижний Тагил
2019
Название команды: «Веселые следопыты»
Девиз:
По тропинкам позабытым
Мы шагаем, следопыты!
Публикация «Исследовательский проект „Вся польза в камне…“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Завод построим, клад найдём
И чистый город сбережём!
Состав команды: 16 человек (14 воспитанников подготовительной к школе группы, 2 воспитателя).
(фото 2)
Проект «Город горняков – чистый город»
1. Знакомство с историей Нижнего Тагила – города горняков и металлургов.
* Просмотр видеоролика «Наш город – край уральский»
* Беседа об истории родного города.
* Чтение книг о Нижнем Тагиле.
* Посещение Нижнетагильского музея-заповедника.
(фото 3)
– Нижний Тагил богат полезными ископаемыми. Началом истории города считается 1696 год, когда на берегах реки Выи была найдена медная руда. По указу царя Петра I здесь были основаны Тагильский и Выйский железоделательные заводы, началось производство чугуна, железа и меди. Руду брали на Высокогорском и Лебяжинском железных рудниках
(фото 4,5)
2. Выполнение рисунков/аппликаций по теме «История тагильского края»
(фото 6,7)
3. Знакомство с полезными ископаемыми Урала.
* Создание мультфильма «Сказание о земле уральской».
Затеяли минералы спор: кто всех полезней человеку?
Рассудил их мудрый Шахтёр:
Минералы, минералы!
На земле – вы все важны!
Все вы людям так нужны!
И уральская наша земля
Всеми вами гордится, друзья!
(фото 8)
* Исследовательская деятельность «Самоцветы – под микроскопом»
Оборудование: минералы, щебень, электронные весы, электронный микроскоп, интерактивная доска, проектор
Ход работы:
- Взвесить отобранные минералы, используя электронные весы.
(фото 9, 10)
Рассмотреть минералы под электронным микроскопом.
(фото 11, 12)
- Рассмотреть особенности структуры минералов, используя интерактивную доску
(фото 13)
- Назвать внешние особенности минералов, их отличия от обычных камней.
(фото 14, 15)
4. Бажов-квест к 140-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова.
– Ребята, а вы знаете, что в этом году исполнилось 140 лет со дня рождения уральского писателя-сказочника Павла Петровича Бажова? Он родом из уральского города Сысерти. Герои сказов Бажова – это известные вам Хозяйка медной горы и бабка Синюшка, которая живёт в колодце, полном самоцветов.
Хозяйка медной горы (фото 16)
Бабка Синюшка (фото 17)
* Прохождение квеста.
1. КАМЕННЫЙ ПОЯС.
Оборудование: пояс (цветной браслет из бисера, камни-самоцветы, фото/карта Уральских гор.
В давние времена торговцы и путешественники зашивали золотые монеты в пояс, чтобы сохранить их от разбойников. Подумайте и ответьте, как связаны пояс, самоцветы и Уральские горы. Совместите их правильно и объясните своё решение.
Ответ дедушки Бажова (аудиозапись):
«Недаром Уральские горы раньше Поясом земли звали. Пояс и есть. В поясах в старину сокровища хранили. Оттого и нашим горам названье досталось. По этому Поясу земли широкая лента украшений прошла из дорогих камней. Всякие есть…»
Вопросы воспитателя:
- Какие уральские камни вы знаете?
- Перед каким человеком Пояс земли раскроется?
- Хотите познакомиться с таким человеком?
Ответы детей: малахит, горный хрусталь, яшма… / перед трудолюбивым, умным, добрым…
(фото 18)
2. ЗНАКОМСТВО СО СТАРЫМ ГОРЩИКОМ
Оборудование: аудиозапись, фото «Бажов на Гумёшках», карта, уральские камни, конструктор Лего.
Прослушайте воспоминания старого горщика из сказа Бажова «Золотоцветень горы»:
«Учил меня Кирилла Федотыч не по книге, а на деле. Собирается где поиски делать, сейчас же расскажет, по каким признакам и приметам он это место выбрал, что думает тут увидеть в первом пласте, во втором, откуда он разглядел эти пласты, пока ямы нет. Когда работу ведем, тоже по порядку рассказывает. За таким, дескать, камешком должны встретиться другие, а за этими – третьи. Первые – следок, вторые – поводок, а третьи – те самые, которые искать задумали.»
Дедушка Слышко (фото 19)
Бажов на Гумёшках (фото 20)
Сегодня поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Рассмотрите фотографию «Бажов на Гумёшках» и опишите, как вы понимаете их работу. Представьте себя на месте геологов: пользуясь картой, найдите камни и постройте из Лего шахту для их добычи.
Ответы детей: геологи собирают камни и определяют места, где можно добывать полезные ископаемые.
(фото 21)
3. ПЕРЕНЕСЁМСЯ НА ГУМЁШКИ.
Оборудование: фото «Медная гора», интерактивная доска, проектор.
Мы с вами попали на Гумёшки. Это старейшее на Урале месторождение меди и малахита. Гумёшки упоминаются во многих сказах Бажова. Именно здесь живет Хозяйка Медной горы.
Рассмотрите фото «Медная гора» и скажите, чем она отличается от других гор.
Медная гора (фото 22)
Подсказка дедушки Бажова:
«По нашим местам гора может оказаться там, где ее вовсе не ждут. Иная гора наружу выходит, а иная в земле. На что низкое место – болото, а и под ним гора может оказаться. Сколько раз по таким местам приходилось дорогие камешки добывать.»
Ответы детей: это не гора, а яма; в ней можно разглядеть изображение Хозяйки Медной горы.
(фото 23)
4. БЫЛА ГОРА ВЫСОКАЯ – СТАЛА ЯМА ГЛУБОКАЯ.
Оборудование: фото карьеров и шахт Нижнего Тагила, конструктор Лего.
В Нижнем Тагиле существует поговорка: «Была гора Высокая – стала яма глубокая». Здесь на Высокогорском месторождении добывали железо, на Меднорудянском карьере – медь и малахит. Сегодня добыча железной руды ведется на шахтах «Естюнинская» и «Магнетитовая». Высокогорский горно-обогатительный комбинат – старейшее горнодобывающее предприятие Урала.
Шахта Естюнинская (фото 24)
Шахта Магнетитовая (фото 25)
Задание воспитателя:
- Построить из подручных материалов действующую модель добычи полезных ископаемых.
(фото 26, 27)
5. Экологическая проблема.
Кейс-ситуация: Старый демидовский завод работал в нашем городе с 1725 года. Сточные воды этого промышленного предприятия долгие годы загрязняли тагильские водоемы.
Момент проблемного включения детей: может ли так продолжаться и дальше?
(фото 28)
6. Царство фильтров и пробирок
* «Экскурсия» в лабораторию по очистке воды (фото 29)
* Экспериментальная деятельность по очистке воды с помощью фильтров. (фото 30)
7. Пусть город будет чистым!
* Создание чертежа промышленного фильтра для очистки воды. (фото 31)
* Представление результатов конструкторской деятельности на интерактивной доске. (фото 32,33)
* Сборка промышленного фильтра из конструктора ЛЕГО (фото 34)