Инга Панфёрова
Исследовательский проект «Волшебная водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Ученые выделяют экспериментирование - как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию). Оно пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку).
Публикация «Исследовательский проект „Волшебная водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей третьего года жизни: педагог ставит проблему и намечает методы ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям совместно с педагогом и самостоятельно. В проекте дети узнают что-то новое для себя, учатся делать выводы, искать причинно – следственную связь, что помогает им быть более уверенным в себе. При участии ребенка в проекте, возникает возможность его социализации и включения самосознания, самооценки и самопроизвольности.
Реализация данного проекта развивает у детей : инициативность; самостоятельность; уверенность в себе; развитие воображения; волевое усилие; любознательность; разносторонние интересы.
Цель. Создание у детей интереса к познавательно - экспериментальной деятельности с водой, превращение эксперимента в игру.
Задачи проекта :
• Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды; способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
• Обогащать представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, связи между живым и неживым в природе; активизировать связную речь и обогащать словарь детей.
• Развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию.
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям, желание помочь другим.
• Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Методы освоения задач проекта :
• Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма, постановка проблемной задачи, выполнение эксперимента.
• Игры-экспериментирования с водой, камешками, снегом, льдом, растениями.
• Продуктивная деятельность (делаем из воды лед, лепим снежный домик, рисуем подкрашенной водой).
• Использование в проектной деятельности природного материала (вода, камешки, растения, снег, лед).
Тип проекта : среднесрочный – 1,5-2 месяца
I Подготовительный этап
Подбор литературы по экспериментальной деятельности с водой.
Организация предметно-развивающей среды.
Оформление родительского уголка по тематике.
Работа с родителями.
II Основной этап
Экспериментирование с водой на занятиях и в свободной деятельности; Беседы и консультации с родителями по теме:
• «Опыты и эксперименты в саду и дома с детьми»,
• «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
III Заключительный этап
Изготовление цветных льдинок совместно с родителями. Украшение участка цветными льдинками.
Участие в конкурсе зимних построек.
Фотовыставка «Экспериментируем, играя».
Вывод по проекту :
- Дети научились исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств воды.
- Обогатились представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
- В процессе опытов дети научились выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
- Закрепились культурно-гигиенические навыки.
- Изготовили цветные льдинки для украшения участка, приняли участие в муниципальном конкурсе «Олимпийская деревня».
Тема: «Вода жидкая»
Цель:
Развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Активизировать связную речь и обогащать словарь детей (течет, пустой, полный, познакомить со свойством воды - текучестью.
Материал: вода.
Оборудование: столик для игр с водой, камушки, лодочка, стеклянная баночка, твердый предмет – кубики.
Постановка исследовательской задачи :
- Можно ли переместить предмет или воду из одного стакана в другой? Как это сделать?
Выполнение эксперимента:
Переливание воды из одной емкости в другую. Один сосуд становится полным, другой пустым.
- Почему так происходит? (вода жидкая, она может течь).
- Можно ли кубик перелить из одного сосуда в другой? (нет). Кубик перемещается целиком.
Переливание воды из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Предмет переместился из одного сосуда в другой, а вода перелилась. Один сосуд стал полным с водой и кубиком, а другой - пустым.
Фиксирование результатов эксперимента:
- Вода перетекает из одной емкости в другую, предмет перемещается. Одна емкость становится пустой, а другая полной (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода жидкая, она может течь.
Тема: «Тяжелые предметы в воде тонут, а легкие нет»
Цель:
Развивать познавательную активность детей, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Познакомить со свойствами предметов (удерживаться на воде, тонут в воде). Активизировать речь и обогащать словарь детей (тяжелый, легкий, дерево, камень).
Материал: вода, камешки, деревянные кубики, пластмассовый кораблик, пробка.
Оборудование: емкость с водой.
Постановка исследовательской задачи :
- Какие предметы в воде тонут?
Выполнение эксперимента:
Опускание в воду предметов из разных материалов и наблюдение за ними. Почему одни тонут, а другие нет?
Фиксирование результатов эксперимента:
- Предметы из дерева, пластмассы, пробки не тонут в воде, камни тонут.
(сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают.
Тема: «Вода прозрачная»
Цель:
Развивать познавательную активность детей, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды - прозрачность.
Активизировать речь и обогащать словарь детей (жидкость, прозрачная, бесцветная).
Материал: вода, молоко, камешки, яйца от киндер сюрприза, ситечко
Оборудование: 2 стеклянных сосуда, тазик.
Постановка исследовательской задачи :
- Можно ли увидеть предмет в воде или нет?
Выполнение эксперимента:
В одном стакане молоко, в другом - вода, в оба сосуда опускаем камешки. В стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная. В стакане с молоком – не видно, значит, молоко – непрозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода – прозрачная». В тазике яйца от киндер-сюрприза. Мы их видим и можем достать, значит, вода прозрачная.
Фиксирование результатов эксперимента:
- Сквозь воду можно увидеть предметы, а сквозь молоко нет (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода – прозрачная. Молоко – непрозрачное. В воде предметы видны, в молоке нет. Вода прозрачная, мы видим в ней предметы.
Тема: «Польза воды»
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям, аккуратность.
Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями.
Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Материал: вода.
Оборудование: комнатные растения, лейка, емкость для воды, игрушки (ванна, кукла, полотенце, мыло.
Выполнение эксперимента: Уточняем правила безопасности: комнатные растения нельзя брать в рот.
Игровая ситуация:
«Давай искупаем куклу», «Вымоем руки с мылом», «Цветочек хочет пить».
Фиксирование результатов эксперимента:
Чтобы кукла была чистая нужно ее помыть водой; растения не могут без воды, нужно их поливать; людям надо мыть руки с мылом, чтобы не было микробов, чтоб смыть грязь (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Чтобы быть чистыми и аккуратными, надо купаться и мыть руки. Комнатные растения надо обязательно поливать и мыть. Вода обладает свойством впитываться. Вода обладает свойством смывать грязь. Игрушкам тоже надо мыться. И детям надо умываться, чтобы быть чистыми.
Тема: «Какой снег на ощупь?»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств снега. Уточнить знания о свойствах снега (холодный, мягкий, тает на открытой руке).
Материал: снег.
Постановка исследовательской задачи :
Педагог предлагает детям исследовать свойства снега.
Выполнение эксперимента: на улице снимаем варежки и пробуем снег на ощупь.
Вывод: Снег холодный, может заморозить руки, поэтому надо зимой одевать варежки.
Тема: «Вода бывает холодная и горячая»
Цели:
Развивать познавательную активность, сравнивать и делать выводы, учить различать холодную и горячую воду.
Развивать речь детей, активизировать их словарь (жидкость, холодная, горячая).
Воспитывать аккуратность.
Материал: вода.
Выполнение эксперимента:
Уточняем правила безопасности (вода из крана бывает горячая)
-Где живет вода в группе?» (в водопроводном кране).
-Почему нет воды? (закрыт кран)
-Что нужно сделать чтобы полилась вода? (открыть кран).
- Что нужно сделать чтобы перестала течь? (закрыть).
- Почему опасна горячая вода? (можно обжечься).
- Для чего нужно умываться? (чтобы быть чистыми)
- Как нужно относится к воде? (бережно).
Фиксирование результатов эксперимента:
- Чтобы полилась вода нужно открыть кран, перестала течь - закрыть кран; горячая вода- опасна (сделать фотографии, для закрепления полученных знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода бывает горячая, холодная и теплая.
Тема: «Красим воду»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды (растворяет).
Уточнить знания о свойствах воды (прозрачность, текучесть, растворимость).
Материал: вода.
Оборудование: бутылочка, колба, краски.
Постановка исследовательской задачи :
Педагог предлагает детям исследовать свойство воды – растворимость в воде красок.
Выполнение эксперимента:
В группе добавляем в колбу с водой краску и используем цветную воду для рисования на снегу.
Вывод: В воде растворяются краска и делают ее цветной. Цветной водой можно рисовать по снегу.
Тема: «Из снега можно лепить»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах снега (замерзает, тает, лепится).
Развивать желание помочь другим; умение ребенка работать вместе, сообща.
Материал: снег.
Постановка исследовательской задачи :
- Можно ли из снега что-нибудь слепить?
Выполнение эксперимента:
Лепим домик, горку из снега вместе.
Фиксирование результатов эксперимента:
Снег лепится, если собрать много снега из него можно слепить большую горку, нору (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Снег лепится, из него можно слепить горку, домик.
Тема: «Разноцветная вода и разноцветный лед»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды, льда. Развивать умение ребенка работать вместе, сообща.
Материал: вода, лед.
Постановка исследовательской задачи :
- Может ли вода покраситься?
- Что будет если воду поместить в морозильник?
- Что будет со льдом если его поместить в тепло?
Выполнение эксперимента:
Лепим домик, горку из снега вместе.
Фиксирование результатов эксперимента:
Вода красится, замерзает, лед тает и снова превращается в воду (сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Воду можно покрасить, заморозить. Лед в тепле превращается в воду.
Кружит снежинки ветер озорной.
Снежинки бывают только зимой.
Любим мы зиму за то, что она.
Много веселья для нас принесла.
Лыжи и санки, коньки и хоккей.
Силы свои ты зимой не жалей.
Отшумели новогодние праздники, пришла пора зимних развлечений на участке детского сада «Колобок». Родители вместе с детьми выполняли домашнее исследование : красили водичку, замораживали ее и получали цветные льдинки – витаминки для Петушка. Вместе с воспитателем украшали цветными льдинками участок, очищали от снега, красили цветной водичкой постройки из снега.