Лариса Салямова
Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.
Публикация «Проект „Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским“» размещена в разделах
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Татарский народный костюм
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель проекта : формировать у дошкольников представление об орнаменте и национальной одежде народов Мордовии; расширить и углубить знания детей о малой Родине;
воспитывать любовь к национальной культуре народов проживающих на территории Мордовии;
познакомить с национальными костюмами и вышивкой;
предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с особенностями национальных костюмов : мужского и женского, с разновидностями орнамента;
- привлечь родителей к проектной деятельности;
развивающие:
- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
- расширять словарный запас детей;
- формировать интерес к культурному наследию народов Мордовии;
воспитательные :
- воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений;
- формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества.
Объект исследования. Воспитание интереса к национальным костюмам жителей Мордовии, стремление изучить и понять наши национальные традиции.
Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальными костюмами.
Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.
Актуальность
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки". Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.
Мир и общество меняются, приходит много хорошего, нового на смену устаревшим устоям. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиции у людей образовывалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтоб воспитанники хоть немного знали историю своего народа.
Методы и приё мы:
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
1. Демонстрационный и дидактический материал.
2. Методическая литература.
3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
Авторы проекта : Салямова Лариса Марсовна
Участники проекта : дети средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : долгосрочный (2013/14 уч. год; 2014/2015 уч. год)
Условия реализации проекта :
1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Информационно-накопительный. (сентябрь-октябрь)
- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
2. Организационно-практический. (ноябрь-май)
Литература
1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
2. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй- научно-популярный очерк, 1997, Казань.
3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.
5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995
9. Андреева Ю. А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. : «Паритет», 2006.
10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб. -метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. Абдулатипов Р. Г. Мой татарский народ. - М. : Классикс Стиль, 2005.- 208с.
12. Завьялова М. К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
13. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б. М., Исламов Ф. Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.
В ходе работы над этим проектом совместно с родителями были оформлены папки с изображением костюмов народов Мордовии (татар, русских и мордвы) и росписи фрагментов орнаментов национальных костюмов
Составлены дидактические игры:
Оформлена папка с работами детей по данному проекту