Панина Ирина Николаевна
Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с городом Нижний Новгород»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с городом Нижний Новгород
Знание родного края – наша сила и величие Родины.
Ф. А. Щербина
В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Публикация «Проект „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с городом Нижний Новгород“» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Нижний Новгород – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
После изучения методического материала, опроса детей – выяснила, что, в связи с отдаленностью нашего населенного пункта от областного центра, у детей нет достаточных знаний о Нижнем Новгороде.
Цель проекта : Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе изучения региона, в котором живут дети.
Задачи:
• Формировать у детей чувство любви и привязанности к своему родному краю;
• Знакомить детей с достопримечательностями, культурой, традициями Нижнего Новгорода; с выдающимися людьми, прославивших свой край;
• Развивать любознательность и интерес к познанию края;
• Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за родной край
В работе по ознакомлению с Нижним Новгородом использовала разные методы и приемы:
Наглядные – виртуальная экскурсия, рассматривание иллюстраций, альбомов, карт, фотографий; просмотр видеофильмов, слайдов; организация уголка краеведения,
Словесные - чтение художественных произведений; разучивание стихотворений, песен; беседы, рассказывание.
Практические - ООД; дидактические, настольно-печатные игры, изобразительная деятельность; викторина.
Работа проводилась в 3 этапа:
I этап. Организационно – подготовительный. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий.
II этап. Основной. Организация и проведение экскурсий и мероприятий.
III этап. Заключительный. Выявление знаний полученных в ходе выполнения проекта (викторина «Знатоки города»).
• Вид проекта : познавательный, групповой
• Участники: дети, родители, педагоги
• Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
• Основные разделы программы: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Ожидаемые результаты от проекта :
- Дети должны знать и называть город Нижний Новгород,
историю его возникновения, символику,
достопримечательности.
- У детей должно быть сформировано
чувство гордости за свой родной край,
желание сохранить его культуру
и традиции.
Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста велась по 3 направлениям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Знакомство с историей родного края. Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются знакомству с историей Нижнего Новгорода, его достопримечательностями.
Мной была проведена виртуальная экскурсии по достопримечательностям Нижнего Новгорода.
С детьми мы рассматривали фотографии города и беседовали о том, что на них изображено, о впечатлениях, произведенных на них после экскурсии. Знакомила с легендами о Нижнем Новгороде, со сказами, со стихами поэтов.
Знакомство с великими людьми в истории города
Для ознакомления о великих людях Нижнего Новгорода, дети вместе с родителями подготовили выступление о них.
Также в старшем дошкольном возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят изобразительному искусству. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие увиденного и прослушанного, способствует переносу вызванных эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.
Здесь я использовала виды пластилинографии на цветном картоне: рельефное размазывание, мозаика из кусочков пластилина.
Рельефное размазывание «Герб и флаг Нижнего Новгорода»
Мозаика из кусочков пластилина «Башни Нижегородского Кремля»,
Коллективная работа «Поделка из крупы «Нижегородский Кремль»,
Знакомство с нижегородскими мастерами.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о народных умельцах и предметах их творчества.
Знакомство с песнями о Нижнем Новгороде
Для обобщения и систематизации знаний об истории городаНижнего Новгорода, о его достопримечательностях, названия народных промыслов, имен знаменитых деятелей науки и искусства, воспитания чувств гордости за свой родной край была проведенавикторина «Знатоки города».
Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины.
Работа по воспитанию любви к родному краю нравиться не только ребятам, но и воспитателям, родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою малую Родину.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.