Надежда Хоменко
Проект «Славься Русь — Отчизна моя в старшей подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Славься Русь – Отчизна моя!» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «НАША РОДИНА – РОССИЯ»
ПРОБЛЕМА: «Что такое Родина?»
Вид проекта : продолжительный.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Славься Русь — Отчизна моя в старшей подготовительной группе“» размещена в разделах
Цель: формировать у детей нравственно – патриотические чувства. Чувство сопричастности к семье, селу, стране, природе, культуре. Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Воспитывать у дошкольников любовь к своей родной стране.
Задачи: Воспитание у ребенка любви и принадлежности к своей семье, дому, детскому саду, селу, Родине;
Знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Активизировать словарь детей новыми понятиями.
Формы и методы работы: Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, совместная с родителями деятельность).
Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин).
Художественно – творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки, открытки к праздникам, конструирование).
Социально – нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам, встречи с замечательными людьми, рассматривание альбомов).
Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов, музыкальных игр).
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
Игры (русские народные игры, словесные и сюжетно – ролевые)
Использование потенциала семьи:
Участие родителей в выставках семейного творчества;
Участие родителей в прогулках и экскурсиях;
Участие в развлечениях совместно с детьми, пошив народных костюмов.
Изготовление пособий, поделок, дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
Воспитать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, селу, Родине;
Сформировать бережное отношение к природе и всему живому;
Развить интерес к русским традициям и промыслам;
Сформировать элементарные знания о правах человека;
Познакомить детей с государственными символами;
Применение в речи новых слов.
Проект состоит из блоков :
1. Россия – родина моя. (Октябрь)
2. Мое село, моя семья. (Ноябрь)
3. Природа на планете земля. (Декабрь)
Участие родителей в проектной деятельности :
Подбор информации по теме проекта (иллюстрации, книги).
Участие в совместных мероприятиях.
Оформление альбомов «Москва – сердце России», «Города герои России»
Звучит в записи песня «У моей России». (муз. Струве)
Дети в русских народных костюмах заходят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. 4 ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи, единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая, когда - либо ей грозила. Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе). А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).
Дети читают стихи «День народного единства» Н. Майданик.
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Врага он побеждает, встав, как один, на бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Вед. Послушайте, пожалуйста, какие красивые строки о России написала Юлия Друнина:
О Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца.
Прожить не смогу.
Дети исполняют песню «У моей России» муз. Струве, сл. Н. Соловьёвой.
Вед. Ребята, любовь к Родине, России у каждого начинается с любви к местам, где ты родился и живешь. Скажите, как называется наша малая родина? Край, в котором мы живём? А главная река Красноярского края?
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И над небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно, вспомнится
Свой родной и милый дом.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Холмы, перелески, луга и поля –
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей -
Частица, великой Отчизны моей. (З. Александрова «Родина»)
Любимый и родной мой край,
Тебя воспеть хочу я!
Чтоб знали люди все,
Как я тебя люблю.
Пусть на твоей земле прекрасной
Смеются дети и цветут сады,
Не будет тесно людям разных наций
Под мирным небом голубым.
Все для нас: и солнце светит,
И цветы цветут в садах,
Ведь заботится о детях
Наша Родина всегда.
Все в России мы живем,
Любим мы свой край родной,
Он хорош зимой и летом,
А особенно весной.
Так цвети и красуйся,
Родная земля!
Русским танцем своим мы славим тебя.
Дети исполняют танец. Кадриль.
Вед. Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Назовите главный город нашей страны, столицу России.
/слайд Москва/
Вед. Какая красивая столица нашей родины! Как и все страны мира, существующие на земле, Россия имеет свой флаг и герб. / показ на слайде/
Белый цвет – березка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
Для народов всей России
Наши символы важны.
Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государства. Давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России. /звучит гимн/
Звучит русская народная мелодия. В зал входят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах.
Алёна. Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи. Искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно. Храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству. Называлось наше Отечество великим словом РУСЬ.
Кузьма. Но вот пришел недобрый день и час, навалились беды-ненастья, злые напасти на землю Русскую. Пришел неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду да с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
/картина №3\
Алёна. А в это время пришла беда новая. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода. Обрадовались и выступили в поход на Москву. Воевать задумали обманом – царя с собой привели самозваного. Обманутые крестьяне охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма. Однако самозванец и нее думал русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, да корону царскую, принялся пировать да веселиться. Смертельная опасность нависла над Русской землей – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
/картина 4, 5/
Алёна. Но нашелся на земле Русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нем сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое, да ум острый. Выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против самозванца. /картина №6/
Козьма. Принялся Козьма собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единой бедой, единой надеждой. Собрались они на площади перед святой церковью и все, что скопили за жизнь стали отдавать на ополчение.
Алена. Собрать деньги - не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нем по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Козьма. Воевода найден и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера доспехи и оружие.
/показ слайдов про богатырские доспехи. Кольчуга, шлем, меч, щит. /
Алена. А народ все прибывал для защиты святой Руси.
Козьма. И вот настал день, когда Нижний Новгород провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.
/звучит в записи колокольный звон. /
Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
Алена. Тяжело было русским воинам. Осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилили враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славили народ освободителей земли русской. /Фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки/
Алена. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
Н. Кончаловская «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днем,
И начертано на нем:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия.
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела еще чудесней
Ожидают впереди!»
Козьма. Вот мы и рассказали вам о том, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России.
Вед. Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает ее от врагов.) Кто прославил землю нижегородскую?
Как можно назвать людей, что подняли народ для борьбы с врагом?
Пословицы о Родине:
-Кто за Родину дерется – тому двойная сила дается!
-Родина мать умей за неё постоять!
-В мире нет краше Родины нашей!
-Жить – Родине служить!
-С родной земли умри, не сходи.
-Вражий след на родной земле – в печи стыть головне и золе.
Вед. Что помогло победить врага? (Единение народа.) Так как же вы понимаете единение? (Отв. детей.)
Ребенок:
Единение – это все вместе,
Это значит, что все как один,
Значит все мы для нашей России
Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.
И семья наша очень большая,
Чтобы дальше Россия жила
И свободою вечно дышала –
Жить в согласии, в мире должна!
Вед. Игры любили на Руси всегда. Предлагаю поиграть в старинную игру «Бой петухов» Эта игра для мальчиков, здесь и силу применить надо и от боли не заплакать. Кто попробует показать свою удаль и сноровку?
Другая игра общая и для мальчиков, и для девочек. Игра эта командная. В этой игре надо и плечо товарища чувствовать, и внимательным, и ловким быть. «Золотые ворота»
Золотые ворота открывают не всегда.
Первый раз - прощается,
Второй раз – запрещается,
Ну а в третий раз не попустим вас.
«Хвост и голова» еще одна командная игра, где нужно проявить слаженность действий
Дети читают стихи «Я и мы» В. Орлова.
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильнее, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы - едины.
Вместе мы непобедимы.
Вед. На территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Мы с вами уже говорили об этом на занятиях, знакомились с их национальной одеждой, обычаями.
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья:
Куда не глянь- кругом друзья!
Народы как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной!
Вед. Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни, у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живем, и для всех Россия является Родиной. А все мы - россияне.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Россия – это море улыбок на лицах людей.
Россия – это смех и веселье наших детей.
В мире, дружбе живут здесь, не зная беды,
Самых разных народов дети твои.
Цвети, расцветай, Россия моя,
В дружбе детям расти помогай.
Пусть гордятся дети твои,
Что живут и растут в России они.
Дети танцуют под музыку «Я, ты, он, она…»