Сагдеева Гузалия
Проект «От зернышка к хлебу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «От зернышка к хлебу».
Длительность: долгосрочный проект 1 месяц
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники проекта : дети от 3 до 7 лет.
Цели проекта :
- формировать реалистические представления о природе;
- совершенствовать систему обследовательских действий;
- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „От зернышка к хлебу“» размещена в разделах
- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома, последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба;
- показать значимость сельскохозяйственной техники;
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
Перспективный план проекта :
1 неделя
1. Беседа о хлебе.
2. Чтение стихов, пословиц, поговорок.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах.
4. Прослушивание аудиозаписи народной сказки «Колосок».
5. Путешествие на поле (по иллюстрациям).
6. Лепка из теста «Хлебобулочные изделия».
8. Проведение конкурса среди мам и бабушек на семейном вечере «Самая вкусная сдобная выпечка».
2 неделя
1. Чтение и разучивание инсценировки по сказке «Колосок».
2. Игра «Узнай на вкус».
3. Рисование «Поле в разное время года».
4. Работа с родителями. Эксперименты с землей, посадка зерен пшеницы.
3 неделя
1. Составление таблицы – схемы с изображением последовательности выращивания хлебных злаков
2. Экология «Благоприятные условия для выращивания хорошего урожая»
3. Музыкально – театральная постановка сказки «Колосок» (на новый лад)
4. Опытническая деятельность «Проращивание пшеничных зерен»
5. Рассматривание репродукций картин Т. Яблонская «Хлеб», «Лен»; С. Виноградов «На пашне»; С. Щедровская «Обед в поле»
4 неделя
1. Рассматривание репродукций картин: А. Венецианова «На пашне», «Весна»; А. Платонов «Сенокос», «Жатва»
2. Занятие на тему: «Хлеб на стол и стол перестол».
3. Работа с родителями: составление кроссворда в картинках по теме проекта
4. Опыты по выращиванию семян (пшеницы)
5. Конкурс рисунков «Хлеб - всему голова».
Конспект познавательного занятия по теме «Хлеб всему голова».
Цель:
- Расширение и закрепление представлений детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. - учить сравнивать колоски ржи и пшеницы, отличать по внешнему виду пшеничные и ржаные зерна, а так же муку, полученную из этих зерен. ; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
- обогащать словарь детей прилагательными (пшеничный, ржаной).
Развивающие:
- развивать и закреплять в играх сенсорные способности детей.
- активизировать внимание и память, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение).
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу.
- вызвать интерес к коллективному труду.
Методические приемы:
Чтение стихов, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые, игровые ситуации.
Оборудование:
Демонстрационные: хлебобулочные изделия на подносе, картинки
(пшеничные колоски, зерна, мука, хлеб; ржаные колоски, зерна, мука, хлеб).
Раздаточное: карточки ржаного и пшеничного хлеба (распределение на команды); набор хлебобулочных изделий (игра “Что сначала – что потом”); спичечные палочки (игра “Выложи мельницу”); Картинки – мозаика (булка пшеничного и ржаного хлеба); угощение (сахарные палочки).
Литература: Н. В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К. В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята вы любите загадки?
Послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать:
«Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый".
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб)
Воспитатель: Верно. Хлеб – это богатство нашей Родины. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Посмотрите ребята и на нашем столе хлеб, выращенный на полях нашей станицы.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель: Посмотрите на картинки, кто знает что это?
(колосья пшеницы и ржи)
- Правильно ребята. Это колоски. Из колосьев собирают зернышки и перемалывают в муку.
- А как же называется мука, полученная из зерен пшеницы? (пшеничная)
- А их зерен ржи? (ржаная)
(рассматривают картинки с ржаным хлебом и с пшеничным. Чем отличаются)
- (Арина) Если из пшеничных зерен получают пшеничную муку, то хлеб какой?
- (Дима) Если из зерен ржи получают ржаную муку, то хлеб какой?
Воспитатель: Чем отличатся ржаной хлеб от пшеничного?
-(Ксения) пшеничный хлеб белый или черный?
- (Марк) ржаной хлеб черный или белый?
- Молодцы ребята.
Игра: угадай на вкус:
А сейчас мы сыграем в игру определи на вкус: закрывают глаза. Вызываю к себе 3-4 детей и даю попробовать кусочек хлеба.
Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Затем раздаю всем. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).
Игра-викторина:
Ребята, предлагаю сыграть в игру викторину: но для этого необходимо разделиться на 2 команды. У каждого из вас есть картинка с пшеничным хлебом, и с ржаным хлебом. Ваша задача встать к столам в соответствии со своей карточкой.
Ребята игра состоит из 4 этапов. Каждой команде необходимо внимательно выполнять задания, соблюдать правила, а самое главное быть дружными и помогать друг другу.
По результатам каждого этапа мы будем определять победителя, и фиксировать на доске магнитиками.
В конце нашей викторины мы посчитаем очки, набранные вами за правильные ответы, и объявим победителя. Команда – победитель получит приз, а какой именно вы узнаете в конце. Поэтому старайтесь не только быстро выполнить задание, но и правильно.
Первый этап
Упражнение «Все по полочкам»
Итак, первое задание для 1 команды:
1 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
2 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)
Ребята посмотрите внимательно на выбранные вами картинки и скажите, из какой муки изготовлены хлебобулочные изделия?
1 команда - из ржаной муки
2 команда - из пшеничной муки
Воспитатель: подвожу итог этапа, определяю какая из команд выполнила правила задания и ответила правильно. Закрепляю на доске магнитики под названиями команд.
Второй этап:
Воспитатель: для выполнения следующего задания необходимо:
1 команде подойти к розовому столу.
2 команде к синему столу.
Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом».
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т. д.).
Ваша задача разложить картинки в правильной последовательности. Первую картинку я вам подскажу: первое что будет в нашей цепочке это колосок. Дальше рассмотрите внимательно картинки и расположите их правильно.
В процессе деятельности детей контролирую правильность выполнения задания.
Третий этап
Ребята, для того чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого на берегах реки строили мельницы.
Сейчас мы с вами превратимся в строителей и создадим свои мельницы из палочек.
Образец мельницы перед вами.
Четвертый этап: Мозаика
Итак, последний этап нашей игры викторины - Мозаика. 1- ржаной хлеб. 2 – пшеничный. Какой хлеб получился у первой команды? А у второй?
Подведение итогов:
Ребята вы все молодцы. Справились со всеми заданиями и 1 и 2 команда.
Закончить наше занятие, мне хотелось бы небольшим стихотворением:
“ У народа есть слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук. ”
Как я вам и обещала команду – победителя ждет сюрприз, а так как победила дружба, сюрприз ждет обеих команд.
Тема: «Хлеб на стол – и стол престол».
Цель:
- Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб;
-знакомить детей со злаковыми растениями.
-Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
- Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
-Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие:
-развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.
- Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
-Развитие музыкального слуха, танцевальных движений.
-Закрепление навыка как выглдят крупы.
-Закрепление видов хлебобулочных изделий
Методы и приемы:
Практические: игры, пальчиковая гимнастика, словесные игры, объяснение, разъяснение, рассказ воспитателя о том, как делали хлеб в старину.
Наглядные: рассматривание картинки из мультфильма «Колосок», иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий.
Словесные: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе,
чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”, «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея хлеба.
Оборудование колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».
Материалы и оборудование:
Ход ООД:
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Воспитатель:
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Дети желают своим друзьям всего хорошего
Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе?
Дети просматривают отрывок из мультфильма «Колосок».
Отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи
Закрепление полученных знаний в процессе просматривания
Воспитатель: Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он?
Мука из зерен пшеницы – какая?
Мука из зерен ржи – какая?
Тесто из пшеничной муки – какое?
Тесто из ржаной муки – какое?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки?
А из ржаной?
Воспитатель: В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название?
Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
- ржаной колос
- пшеничная мука
- ржаная мука
- пшеничное тесто
- ржаное тесто
- Пшеничный белый
- ржаной, черный
Дети отвечают на заданные вопросы воспитателя
дети высказывают свои предложения
Музыкально-дидактическая игра «ЗАЙМИ МЕСТО»
Воспитатель: А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья.
Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры.
Вместе с ним убирается один стул.
(На середину, в кружок, ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.
Воспитатель включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи.)
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Игра «Угадай на вкус»
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Дети определяют закрытыми глазами, какой хлеб они пробуют.
Этюд” Колоски”.
А сейчас мы с вами превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно
Из земли поднимется колосом оно
Много, много зёрнышек в этом колоске
Вот уже лежат они на моей руке
Посажу их в землю, и пойдут ростки
Весело потянутся к солнцу колоски
Не один уже, а вот сколько их растёт
Так и буду делать каждый, каждый год
А однажды на поле гляну поутру
Как один я, столько хлеба соберу?
На моей ладошке хлебное зерно
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно!
(дети присели)
(дети поднимаются, поднимают руки). (дети кружатся вокруг себя). (протягиваем ладони вперёд)
(дети присели)
(потянулись, поднялись на носочки)
(взялись за руки в кружок)
(подняли руки)
(сделали круг большим)
(развели руки в стороны) (показали на ладошке зёрнышко)
(присели на корточки)
Воспитатель: Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Дети слушают рассказ воспитателя
Воспитатель: С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу»
Какую кашу варят из гречки?
Из овса?
Из риса?
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются?
гречневую
овсяную
рисовую
Дети рассматривают крупы о отвечают на вопросы чем они похожи и чем различаются?
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим
По тарелке
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке дадим Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке
поочередно соединить все пальцы
раскрыть ладони
поочередно загибать пальцы
развести руки в стороны
Игра «Угадай на ощупь».
Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Дети слушают рассказ воспитателя. Рассматривают иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий
Воспитатель: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире (иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий)
Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2, лаваш – в Армении (3, багет – во Франции (4, галеты – в Италии) (5)
Словесная игра.
Отгадай, о какой группе предметов идет речь
Растут на грядке в огороде, используются в пище
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие
Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы
Надевают на голову в любое время года, особенно зимой
Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка
Носят на ногах
Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву
Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову
Ответы детей:
- овощи
- фрукты
- транспорт
- головные уборы
- верхняя одежда
- обувь
- домашние животные
- головные уборы или более конкретно — шапки
Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.
Дети выполняют задание
Ответы детей
Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?
Закрепление пройденного материала