Маргарита Лебедева
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в младшей группе»
Проект на тему :
«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в младшей группе»
Разработала: воспитатель Лебедева М. А.
Актуальность проекта :
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Публикация «Проект „Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в младшей группе“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам, способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Цель проекта :
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
•
Задачи проекта :
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость.);
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Тип проекта : практико-экспериментальный.
Длительность: Октябрь 2018 – май 2019 года (долгосрочный).
Ожидаемый результат:
1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Подготовительный этап:
1. Планирование занятий на период с февраля по май 2019 года.
2. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
3. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап:
1. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Работа с родителями
Анкета для родителей «Нужна ли детям опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Планирование занятий по экспериментированию с детьми младшей группы
Февраль
Экспериментирование со снегом
«Снег и его свойства!»
Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждого ребенка, снег. Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится). Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
«Снег – снежок»
Материал: снег, ведерки, формочки, совочки. Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; развитие мелкой моторики;
развитие логического мышления.
Март
Экспериментирование с бумагой, землей и воздухом
«Бумага, ее качества и свойства» Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
«Посадка лука» Материал: пластиковая коробка с землей, луковица (на каждого ребенка, лейки с водой. Цель: формировать знания детей о земле, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
«Игры с соломинкой»
Материал: трубочки, стаканы с водой (на каждого ребенка). Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Апрель
Экспериментирование с водой
«Узнаем, какая вода»
Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой; третья – с окрашенной жидким красителем (фито чай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром); стаканчики для детей. Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая).
«Тонет-не тонет, плавает»
Материал: таз с водой, резиновый кораблик, пластмассовая уточка, камушки. Цель: дать детям представления о том, что предметы могут плавать и тонуть в воде.
«Хрустальные льдинки»
Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, кусочки льда. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.
Май
Экспериментирование с песком
«Вот какой песочек!»
Материал: песок, ведерки, формочки, совочки. Цель: познакомить детей с песком и его свойствами.
«Чудесные фигурки»
Материал: песок, формочки, вода, совочки, полотенце. Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: из влажного песка можно формировать фигурки.