Елена Рисина
Краткосрочный проект на тему «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: 1 неделя. (03.07. - 07.07.2023)
Тип проекта: краткосрочный, групповой, информационный (практико-ориентированный).
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Публикация «Краткосрочный проект на тему „Моя семья“» размещена в разделах
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров выясняется, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» дети узнали больше о своей семье, о родственных отношениях, родословной семьи и ее традициях.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Познавательное развитие
1. Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи.
2. Беседы: «Моя дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», «День семьи, любви и верности».
3. Знакомство детей с праздником Ивана Купала
4. Экскурсия в библиотеку «День семьи, любви и верности».
5. Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Социально – коммуникативное развитие
1. Рассказы детей о семье.
2. Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
3. Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Моя семья - самая…»
Художественное – эстетическое развитие
1. Рисование «Моя семья»
2. Музыка: слушание музыки и песен о семье.
Речевое развитие
1. Чтение сказок «Дружная семья» Любови Заколодкиной, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, чтение рассказов М. Дружининой «Открытка», «Глупый воробей»
И. П. Картушина, В. Сухомлинского «Легенда о материнской любви»
2. Чтение пословиц и поговорок о родителях, семье, объяснение их смысла.
3. Загадки на тему «Семья»
4. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Физическое развитие.
1. Физкультминутки «Семья», «Дружно маме помогаем»
2. Русская народная игра «Золотые ворота»
Работа с родителями
1. Разучивание стихотворений о семье.
3. Консультация «Семья и семейные ценности».
5. Индивидуальные семейные консультации.
Достигнутые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Приложения.
Разучивание стихотворений о семье.
Цель: формирование навыков содержательного и выразительного рассказывания стихотворения.
Стихи о семье
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Стихи о семье
О. Бундур
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Бабушка и дедушка
Надо бабушку любить,
Надо с дедушкой дружить.
Только вместе всей семьёй
Можно долго нам прожить.
С ними можно поиграть,
Или книжку почитать,
И от них, когда захочешь,
Можно новое узнать.
Семья
М. Шварц
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Беседа «Моя дружная семья»
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Ход беседы
Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: Семья
Воспитатель: Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого человека должна быть семья, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Кто хочет рассказать о своей семье?
Рассказы детей о своей семье.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие получились рассказы.
А ну-ка показали все свои ладошки и вспомним пальчиковую игру «Семья»
Этот пальчик – папа, - (загибаем один пальчик)
Этот пальчик – мама, - (загибаем второй пальчик)
Этот пальчик – дедушка, - (загибаем третий пальчик)
Этот пальчик - бабушка, - (загибаем четвёртый пальчик)
Этот пальчик – я, - (загибаем пятый пальчик)
Это вся моя семья. – (загибаем и разгибаем все пальчики)
Правильно, ребята это вся ваша семья.
А как можно сказать ласково папа, мама, бабушка?
Проводится игра «Скажи ласково». Я бросаю вам мячик и называю члена семьи.
Бабушка – бабуля и т. д.
Предлагаю поиграть ещё в одну интересную в игру «Кто, что делает в семье». Я бросаю вам мячик и задаю вопрос :например: «Что делает мама, (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?», а вы подбираете подходящие слова (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, читает, смотрит телевизор и т. д.).
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья необходима каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге. Ребята, если кто желает, то можете нарисовать свою семью, а вечером подарить свои рисунки родителям.
Чтение пословиц и поговорок о родителях, семье, объяснение их смысла.
Цель: объяснять детям ценность понятия «семья».
Моя семья – мое богатство! Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.
В поле ни отца, ни матери – заступиться некому. Тут «поле» символизирует человеческую жизнь. Все мы с раннего детства знаем, что наши родители – это наша самая главная защита и опора, они никогда не оставят нас в беде, независимо от того, сколько нам будет лет. В высказывании говорится о том, что если у человека нет родителей, то он лишен настоящей защиты и поддержки в жизни.
В родной семье и каша гуще. Смысл поговорки в том, что у себя дома человеку всегда гораздо лучше, чем где-то. Проводится сравнение с кашей, которая в домашних условиях кажется вкуснее и наваристее.
Вдовец детям не отец: сам сирота. Семейные отношения, это не только отношения родителей и детей, это еще и отношения мужчины и женщины, которые создали эту семью. Высказывание подчеркивает важность женщины, жены, мамы в семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило. Смысл поговорки в том, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Им все равно, как выглядит их ребенок, как он учится – он все равно для них будет самым любимым и самым лучшим. «Дитя хило» значит, что ребенок слабенький, болезненный, нездоровый.
Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
На свете все найдешь, кроме отца и матери. Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.
В гостях хорошо, а дома лучше. Это изречение также достаточно известное, поскольку и по сегодняшний день активно используется нами даже в повседневной речи. Значит оно то, что, несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.
В дружной семье и в холод тепло. Так говорят потому, что в доме, где царит понимание и любовь между родными, появляется своя особая атмосфера, при которой все ненастья и беды, которые в пословице представлены холодом, совершенно не страшны.
В недружной семье добра не бывает. Смысл высказывания в том, что в семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего. В такой семье происходят только скандалы и склоки.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. Поговорка учит нас тому, что в доме, где живет дружная и работящая семья всегда есть достаток, то есть, в доме «густо». А вот там, где каждый думает только о себе, где нет порядка и труда, там всегда «пусто», то есть, ничего нет.
В своем доме и стены помогают. Еще один вариант данной пословицы: «В своем доме и стены лечат». Говорят так потому, что дома всегда хорошо, уютно и тепло. Дома есть родные люди, которые поддерживают и помогают, поэтому дома легче перенести какие-либо испытания судьбы и невзгоды.
Загадки на тему «Семья»
Цель: развивать мышление, внимание, речь.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (Ответ: Семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
— Что получится? (Ответ: Семья)
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат
— Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (Ответ: Семья)
Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …
(Ответ: Семья)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой
— Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна …
(Ответ: Семья)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
(Ответ: Брат)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша … (Ответ: Бабушка)
Самый смелый, самый сильный,
Утром с бородою мыльной,
Рулит на машине важно,
В стену гвоздь забьет отважно,
Любит нас и нашу маму,
Это наш любимый …
(Ответ: Папа)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
— Моя старшая …
(Ответ: Сестренка)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
— С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (Ответ: Папа)
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель: формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.
Ход игры:
В: Помочь маме - хорошо. Почему?
В: Ругаться с братом - плохо. Почему?
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Цель: развитие мелкой моторики, речи.
Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)
Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)
У меня есть мама.
У меня есть бабушка.
У меня есть дедушка.
У меня есть брат, сестра
А у них есть – я.
Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
Дидактическая игра «Моя семья - самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью; продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная, потому, что…
Беседа с детьми «День семьи, любви и верности».
Цель: формировать у детей представление о семейных ценностях;
-познакомить детей с историей возникновения праздника.
Воспитатель: Ребята, завтра мы и все россияне будем праздновать и поздравлять всех с Днём Семьи. А вы знаете что такое семья?
(ответы детей: мама, папа, бабушка, дедушка, братик, сестричка)
Вы очень любите свою семью? Почему?
(ответы детей)
Как думаете, человек сможет прожить без семьи? Почему?
(ответы детей)
Сегодня расскажу вам, почему мы отмечаем и празднуем День семьи, любви и верности именно, 8 июля.
Почти 800 лет все православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают как покровителей семьи и брака.
По легенде, благоверный князь Петр страдал от проказы. Его тяжёлое заболевание не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь пасечника. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 8 июля. С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей.
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром,
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.
Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой-правдой брак держали
И друг друга уважали!
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра,
Но они - пример семьи,
Честной, искренной любви.
Их похоронили в разных местах, но свершилось чудо и тела оказались рядом друг с другом. Пётр и Февронья издавна почитаемы в России как покровители христианского брака, чья память совершается в этот день.
В давние времена 8 июля и стар, и млад ходили в церковь. В своих молитвах молодые
просили Бога о большой любви, а люди постарше просили о семейном согласии. Даже стало традицией заключать браки 8 июля. Люди верят, что если они поженятся в этот день, проживут вместе долго и счастливо.
А символом праздника стала ромашка. Белоснежный цветок с жёлтой сердцевиной на Руси считался символом любви и верности. И в день праздника принято дарить букетики полевых ромашек в знак любви и уважения. Считается, что даже дети должны подарить родителям эти цветы, чтобы семья жила счастливо и в благополучии.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Цель: снятие утомляемости и сонливости детей, восстановление физических сил дошкольников.
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка
(Наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я -
(Повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши)