Джамиля Джамавова
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «ЦРР - детский сад № 12» г. Буйнакск
Проект
«Моя семья»
Составила: воспитатель Джамавова Д. А.
2016
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
Актуальность проблемы:
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Темочки:
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Эта работа должна проходить с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями должны обсуждать семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его– основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
• формировать у детей представления о семье;
• формировать представления о родственных отношениях;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности;
• воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
Участники проекта : дети старшего возраста, родители, педагоги.
Реализация проекта : долгосрочный.
Особенности проекта :
• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
• доступность материала для детей дошкольного возраста;
• максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Предполагаемый результат:
• владеть понятием «семья»;
• знать информацию о своей семье, профессии родителей;
• иметь представления о родственных отношениях
• знать свои права и обязанности;
• уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Этап. Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
• Подбор литературных произведений;
• Рассматривание репродукций картин Г. П. Конопацкой «Горская семья», «Горянка».
• Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
• Донести до участников проекта важность данной темы.
• Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
• Составить перспективный план мероприятий.
2 этап. Основной.
Реализация мероприятий.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
3 этап. Заключительный.
Досуг «Семейные традиции».
План мероприятий
Образовательные области Мероприятия
Познавательное развитие Серия бесед по картинкам «Моя семья» :
«Какая у меня семья!»;
«Мы должны беречь друг друга»;
«Рядом или вместе?»;
«Как хорошо играть всем вместе».
Решение проблемных ситуаций: «У папы сломалась машина», Проявить заботу о младшем брате Ибрагиме (сестре Юлдуз, «На огороде требуется помощь папе и маме».
Непосредственно образовательная деятельность:
«Коли семья вместе, то и душа на месте»,
«Моя дружная семья»,
«Мой род – моя семья»,
«Права и обязанности в семье»,
«Моё имя».
Дидактические игры:
«Как мы помогаем родным»;
«Родство»;
«Семья»;
«Что в нашем сундучке?»
«Моя семья».
Речевое развитие:
Цикл бесед: «Семейные традиции», «Традиции вашей семьи», «Семейные праздники».
Чтение художественной литературы:
В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила»,
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Татарская народная сказка «Три дочери»,
русские народная сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка».
Дагестанские сказки: «Сестра семи братьев», «Ведьма, любившая халву».
Разучивание и слушание стихов:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
О. Чусовитина «Самый лучший!», З. Акимова «К дедушке в гости», Г. Сулейманова «Бабушка моя», Х. Тагирова «Мы с бабушкой», «Слово доброе родня», Р. Гамзатов «Дедушка», «Мама», А. Меджидов «Что в мире мягче всего?».
Заучивание русских и дагестанских пословиц и поговорок о семье.
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
«Моя семья», «Мамочка милая моя»,
«Подарки любимым людям».
Коллаж «Моя семья».
Строительные игры:
«Дом для кукол»;
«Мебель для дома».
Музыкально-дидактическая игра «Семья».
Слушание музыки: «Мама – солнышко мое» Ш. Шамхалов, «Моя бабушка» Р. Фаталиев, «Наш сад» Г. Гусейнов (азерб). «В Дагестане» Р. Кантемиров, «Колыбельная» Х. Ханукаева, «Колыбельная» Х. Батыргишиева.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры:
«Дагестанская семья»;
«Дом»;
«День рождения».
Инсценировки: «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Физическое развитие Дагестанские подвижные игры:
«Храни очаг» (авар.,
«Угадай» (дарг.,
«Защити гостя» (даг.).
Пальчиковая гимнастика о семье :
«Наша семья»,
«Пальчик-мальчик»,
«Дружная семья».
Работа с родителями
• Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
• Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
• Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».
• Составление генеалогического дерева семьи совместно с детьми.
• Фотовыставка «Семейные увлечения».
• Родительские консультации по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».
Заключение
Реализация проекта поможет сближению поколений, укреплению детско-родительских отношений. Создание и поддерживание благоприятного психического и физического здоровья, укрепление доверительности. Повысится уровень эстетического развития детей и взрослых, сформируется доброжелательное отношение между ребёнком и родителями. За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей должен повысится. У детей появится особый интерес к семейным традициям и реликвиям.
РЕЦЕНЗИЯ
на педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации «Моя семья», разработанный воспитателем МКДОУ «ЦРР - детский сад № 12»
Джамавовой Д. А.
Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества, одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Целью проекта является - формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Участники проекта : дети старшего возраста, родители, педагоги.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- диагностирование родительских качеств и стилей воспитания в семье; выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ;
- повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения;
- изменение потребительского взгляда родителей на воспитательно- образовательный процесс в ДОУ («вам привели ребенка, заплатили вот и занимайтесь»)
- установление доверительных и партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Проект составлен с учетом регионального компонента, с методической точки зрения грамотно, описаны этапы проекта, результаты проекта.
Данный проект заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использован педагогами дошкольных учреждений.
Заведующая МКДОУ № 12
Камалутдинова А. К.