Светлана Лыскова
Проект «Моя семья — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого человека. Знание истории своей семьи дает человеку право гордиться, уважать и ценить своих предков, а также стремиться быть похожими на кого-то из них, добиться успеха. И важным в изучении родословной является не только составление семейного древа, но и посещение мест, где жили предки, поскольку это позволяет лучше представить и понять особенности образа жизни, рода деятельности наших предков.
Публикация «Проект „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищенности. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируется определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию ученых исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Взаимодействие с семьей – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Данная работа предполагает совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
В процессе поиска дети познакомятся с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; составят герб семьи, подберут пословицы, поговорки и стихи о семье, узнают о семейных преданиях, реликвиях, историях. Результатом проекта будет большой семейный альбом.
2. Цель и задачи проекта
Я определила для себя цель работы по данному направлению: формирование патриотических чувств, качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Реализовать поставленную цель мне помогут конкретные задачи:
формировать у детей понятие "семья";
учить детей составлять рассказ о своей семье;
закреплять знание имен, отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
формировать представления о родственных отношениях, семейных традициях и праздниках, семейных реликвиях;
расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким, интерес к своей родословной;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
3. Этапы и сроки реализации, место реализации проекта
Тип проекта : познавательный, нравственно-патриотический, групповой;
вид: долгосрочный;
срок реализации проекта : 4 месяца (ноябрь 2018 - февраль 2019);
место реализации: МКДОУ д/с "Журавлик" ст. Евсино.
Этапы проекта :
I этап - подготовительный
2 недели (5-18 ноября)
II этап - основной
3 месяца (19 ноября - 10 февраля)
III этап - заключительный
2 недели (11-22 февраля)
4. Адресаты проекта
Участниками проекта являются воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет) и их родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, методист, старший воспитатель. Отбор участников производился исходя из интересов, желаний детей и их родителей.
5. Содержание проекта
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Семья";
Чтение художественной литературы:
• Е. Благинина "Посидим в тишине";
• русские народные сказки "Дикие лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка";
• В. Белов "Мамина дочка";
• К. Ушинский "Косточка";
• Л. Толстой "Старый дед и внучек";
• А. Барто "Как Вовка бабушек выручил";
• В. Сухомлинский "У бабушки дрожат руки";
Просмотр мультфильмов:
• "Встречайте бабушку";
• "Непослушный медвежонок";
• "Осторожно, обезьянки!";
• "Мама для мамонтенка";
• Двенадцать месяцев";
Беседы:
• "Моя дружная семья";
• "Тайна имени";
• "Самая хорошая, дорогая самая";
• "Папа в доме, и дом исправен";
• "Я с бабушкой дружу давным-давно";
• "Мне дедушка рассказывал";
• "Легко ли человеку, когда он один?";
• "Увлечения моей семьи";
• "Происхождение фамилий";
• Что такое генеалогическое древо?";
• "Что такое герб?";
• "Как создавались фамильные гербы?"
Выставки:
• детских рисунков "Наша дружная семья";
• семейных деревьев;
• фамильных гербов;
Пальчиковая гимнастика:
• "Семья";
• "Дом";
• "Блины";
Дидактические игры:
• "Сложи картинку";
• "Назови ласково";
• "Определи возраст";
• "Закончи предложение";
• "Кто ты для бабушки?";
• "Назови профессии";
• "Кому что нужно?";
Сюжетно-ролевые игры:
• "Семья";
• "Дочки-матери";
• "Готовим обед для мамы";
• "Помогаю в гараже папе";
• "Новоселье";
• "Ремонт в квартире";
Заучивание пословиц и поговорок о семье;
Родительское собрание "Семья и семейные ценности";
Консультации для родителей:
• "Родословная - старинная русская традиция";
• "Пусть прогулка станет интересней!";
• "О семейных традициях детям";
• "Как создать генеалогическое древо?";
• "Как создавались фамильные гербы?";
Межсемейные соревнования "Мама, папа, я - дружная семья!";
Фольклорный утренник "Путешествие в страну фольклора"
6. План реализации проекта
Процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
• формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в дошкольном образовательном учреждении;
• воспитание патриотизма будет строиться на материале близком, понятном и эмоционально значимом для ребёнка с учётом взаимодействия педагогов, родителей.
Было принято решение создать с детьми подготовительной группы и их родителями долгосрочный проект под названием : «Моя семья - мое богатство». Данная работа предполагала совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Для работы над проектом были определены следующие этапы:
1 этап – подготовительный (первые две недели ноября).
Чувство Родины должно начинаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни - связывать его с родным домом и ближайшим окружением.
В ходе бесед с детьми выяснилось, что у дошкольников были нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могли охарактеризовать значимость семьи для человека. Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи.
На первом этапе был разработан план реализации проекта, определялась его цель и основные задачи.
В ходе реализации проекта основное внимание мы уделяли расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными, закреплению знаний имён и отчеств не только родителей, но и бабушек и дедушек.
Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого в начале ноября было проведено родительское собрание под названием «Семья и семейные ценности». Цель этого собрания: объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, сделать родителей своими союзниками в этой работе.
Усваивать родственные отношения помогали также и дидактические игры и упражнения. Особенно дети любят играть в сюжетно-ролевую игру «Семья», в которой пытаются подражать своим семьям, но применяя знания, полученные на занятиях, пытаясь создать идеальную модель семейных отношений.
2 этап – основной (3 месяца с 19 ноября по 10 февраля).
2 этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трё м направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Для укрепления родственных отношений были проведены семейные спортивные состязания "Мама, папа, я - дружная семья" вместе с инструктором по физической культуре.
Проведение фольклорного утренника "Путешествие в страну фольклора" под руководством музыкального руководителя способствовало воспитанию интереса к культурному наследию.
Но основным этапом проекта является составление вместе с детьми и их родителями семейных альбомов. Каждая семья определила для себя наиболее приемлемый вариант оформления альбома и стала его создавать.
Работа над альбомом строилась по следующему плану:
"Моя семья"
"Генеалогическое древо"
"Семейные традиции" (праздники, отдых, рецепты, совместная деятельность)
"Тайна имени" (значения имен всех членов семьи)
"Происхождение фамилии"
"Истории моей семьи" (семейные легенды, истории о бабушках и дедушках, об участниках ВОВ и др.)
"Место, где я живу" (о своем селе, о своем доме)
"Семейный герб"
"Сказка о семье"
"Пословицы и поговорки о семье"
"Стихи о семье"
Каждая отдельная страничка была посвящена отдельной теме истории семьи. Она заполнялась семейными фотографиями и подписями обо всех ближайших родственниках с фамилиями, именами и отчествами. Мы объяснили детям, что это документ, которым в будущем могут пользоваться их дети, внуки, правнуки. Всё, что ребёнок там напишет, может оказаться для них единственной информацией о своих предках. Вот почему эти сведения должны быть точными. Так что составление этого альбома делается не только для себя, но и для будущих поколений!
В начале каждой новой темы проводилась предварительная работа в группе.
Конечно, эта работа велась при активном участии родителей, которые делали подборку фотографий и писали небольшой рассказ о своей семье, о семейных традициях и обычаях. При помощи этих альбомов мы расширяли представления детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье.
Рассматривая фотографии, дети закрепляли понятия того, что они одновременно являются и сыновьями или дочерями, внуками или внучками, братьями или сёстрами. Они осознавали то, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Это помогало детям усвоить не только имена, но и отчества родителей, так как они понимали, что дедушки являются отцами их мам и пап, а значит, их отчество происходит от имени дедушки.
В завершении этой работы у каждого дошкольника должен появиться специальный альбом «История моей семьи».
Также на этом этапе планировались различные занятия, беседы, игры, творческая деятельность, досуги, развлечения. Затем давались задания для совместной работы детей и их родителей. Собранную информацию они размещали на отдельных страницах своего альбома. На них они размещали фотографии и необходимую информацию по теме.
Параллельно работе с детьми велась работа с родителями, которая включала в себя проведение ряда бесед, консультаций, а также оформление наглядной пропаганды.
Чтобы детям облегчить понимание новых терминов, мы провели ряд занятий и бесед на темы: «Что такое герб?», «Как создавались фамильные гербы?», «Происхождение фамилий».
Рассматривая придуманные гербы каждой семьи и семейные деревья, мы были удивлены творческими способностями родителей наших воспитанников. Это позволяло нам в очередной раз убедиться, что вся работа, проделанная на этом этапе, достигла поставленных нами целей.
3 этап – заключительный (11-22 февраля)
В течение последних двух недель работы над проектом дети демонстрировали свои семейные альбомы, созданные совместно с родителями, ребятам в группе. Они с трепетом и любовью рассказывали о своей семье, семейных обычаях и показывали фотографии, а остальные слушали с большим интересом.
Было так приятно видеть гордость в глазах детей за свой труд, а нам было гордо за то, что смогли заинтересовать детей этой работой.
8. Материально-техническое обеспечение проекта
произведения русского народного творчества;
наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы);
бросовый материал;
изобразительный материал для продуктивной деятельности;
дидактические игры;
выставки книг, рисунков, поделок;
оформление групповой комнаты;
интерактивные технологии (видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук);
спортивное оборудование.
9. Ожидаемые результаты реализации проекта
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах и поступках. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать свои знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Через проделанную работу удалось не только расширить представления детей о семье, создавая тем самым необходимую базу для дальнейшего изучения родословной, но и решить задачи нравственного воспитания. А именно: воспитание уважительного отношения к окружающим; стремление радовать старших своими хорошими поступками, уважение к труду и занятиям других членов семьи.
10. Список литературы:
1. Василевская В. С. Моя родословная. Пособие для начальной школы. М. : Вита-Пресс,2001.
2. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,1983.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : Творческий центр Сфера, 2006.
4. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Минск: Народная асвета, 1991.
5. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной : пособие по составлению родословной. М. : Мозаика-Синтез 2008.
6. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье. - Минск: Народная асвета, 1989.
7. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилёв, 2000.
8. Ривина Е. К. Зачем нужно знакомить дошкольника с родословной? // Детский сад от А до Я. – № 6. - 2003.
9. Суслова Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - № 3. – 2003.