Букова Наталья Владимировна
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №102 «Кадриль»
Проект
«Я и моя семья»
(творческий)
Разработала воспитатель:
Н. В. Букова.
г. Новосибирск, 2015г.
Содержание
Паспорт проекта. 3
Актуальность. 4
Цель и задачи. 4
Этапы реализации проекта. 5
Ожидаемый результат. 6
Стоимость проекта. 7
Список литературы. 8
Приложение. 9
Паспорт проекта
Наименование проекта. Я и моя семья.
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
Вид проекта. Творческий.
Автор проекта. Наталья Владимировна Букова.
Цель и
задачи проекта. Цель: познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия».
Задачи:
• вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях;
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Сроки реализации проекта. Май 2015 года.
Этапы проекта. Накопление знаний:
• рассматривание фотографий детей, родных и близких;
• вовлечь родителей в работу над проектом.
Практический:
• проведение бесед, игр по теме;
• рисование своей семьи.
Заключительный:
• обобщение результатов.
Участники проекта. Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы к членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Актуальность проекта.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия».
Задачи:
• вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: май 2015 года.
Этапы реализации:
I этап – накопление знаний.
Дни недели Работа с детьми Работа с родителями
Пятница
Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций Вовлечение родителей в работу над проектом, разъяснение целей и задач проекта.
Рекомендации по работе с детьми дома: рассматривание и отбор фотографий, беседы по значению имени, фамилии, традиции семьи.
II этап – практический.
Дни недели Работа с детьми Работа с родителями
Понедельник
Рисование «Я и моя семья»;
д/и «Назови ласково» (мамочка, папочка, дедушка, бабушка);
беседа о братьях и сёстрах;
Оформление альбомов «Я и моя семья»
Вторник
Чтение стихотворений о маме;
пальчиковая игра «Моя семья»;
беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы;
сюжетно-ролевая игра «Мама варит обед» Подбор поговорок и пословиц по теме проекта.
Среда
Д/и «Как тебя зовут?»;
беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы;
сюжетно-ролевая игра «Помощники» Чтение стихотворений о семье.
Четверг
Беседа с детьми о бабушках и дедушках;
чтение стихотворений бабушке, дедушке;
игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок); Изготовление генеалогического древа семьи;
подготовка к семейному празднику.
III этап – заключительный.
Дни недели Работа с детьми Работа с родителями
Пятница
Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
Родительское собрание на тему «Моя семья».
Рассматривание генеалогического древа.
Рассматривание альбома «Моя семья».
Чествование победителей.
Ожидаемый результат:
Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Стоимость проекта
Ресурсы Имеющиеся Необходимые
Канцтовары
(альбомы, карандаши) 1000 0
Оргтехника 30000 0
Печать (работы) 0 700
Изготовление альбомов 0 5000
Итого: 31000 5700
Общая стоимость проекта 36700
Список литературы
1 Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» – М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
2. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г
3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
4. А. В. Козлова, Р. П. Дешулина «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
5. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г.
7. О. Х. Зверева, Т. В. Кротова., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
8. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г., №3 «Родовое дерево»
Приложение 1.
НОД по рисованию.
Тема: «Портрет семьи».
Цель:
• воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе;
• учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности;
• закреплять представления о круглой и овальной формах, формировать умение рисовать их;
• учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость;
• воспитывать усидчивость, терпеливость на занятии; а также в процессе рисования продолжать развивать память, мышление, внимание.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Предварительная работа: с/р игра «Семья»; рассматривание семейных фотографий, портретов. (Объяснение того, что человек может быть изображен как в полный рост, так и до пояса).
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих родителей, фотографировались ли они вместе с ними? Есть ли у них фотографии бабушек, дедушек? Может быть, у кого-нибудь такая фотография в рамочке висит на стене?
Зачитать стихотворение А. Кушнера:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Васька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Предлагает нарисовать семейный портрет папу, маму и себя. Побуждать детей вспомнить, какое настроение чаще бывает у родителей. Радость? Печаль? Просит детей мимикой изобразить эти состояния.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
В конце занятия можно провести выставку работ в приемной, чтобы родители смогли сами увидеть работы их детей.
Приложение 2.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (мама – мамочка, папа – папочка и т. д.).
Дидактическая игра «Назови своё имя»
Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.
Материал: мяч.
Ход игры.
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.
Приложение3.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.
Игра заключается в произнесении потешки:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши).
Приложение 4.
Беседа о членах семьи.
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа
Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
- Кто ты для бабушки?
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
Кто расскажет о своей семье?
Давайте побеседуем. (Воспитатель задает наводящие вопросы, зайка сидит и слушает)
-С кем ты живешь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
- А как зовут твою маму?
- А как зовут твоего папу?
- Как зовут у тебя бабушку и дедушку?
- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Приложение 5.
Пословицы и поговорки о семье.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Густая каша семьи не разгонит.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Доброе братство лучше богатства.
Дружная семья не знает печали.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Куда мать, туда и дитя.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь братская крепче каменных стен.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни
Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
При солнышке тепло, при матери добро.
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Семейное согласие всего дороже.
Семейный горшок всегда кипит.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери греет лучше солнца.
Согласье в семье — богатство.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Терпенью матери нет предела.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Приложение 7.
Фотографии с выставки.
Приложение 8.
Родительское собрание на тему: «Я и моя семья»
(2 младшей группы «Паровозик»).
Цели:
-расширение контакта между педагогами, детьми и родителями;
-формирование у родителей потребности в приобщения своих детей к семейным традициям;
-повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
-научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
Повестка дня.
1. Выступление воспитателя.
2. Домашнее задание изготовление альбомов «Я и моя семья» и генетического древа. Рассказ родителей.
3. Разное.
Ход собрания
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли на нашу встречу. Поздравляем всех вас, с тем, что вы стали на год взрослее. И пришли к нам, в нашу, и теперь уже и вашу группу. Надеемся, что мы будем с вами вместе до конца подготовительной группы. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт.
Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку.
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в, то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Эффективной формой общения взрослых и детей являются семейные традиции.
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть и традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, музеи. Это и совместные игры. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это праздники по поводу дней рождения ребенка. Это и составление своей родословной, и составление семейных фотоальбомов.
2. Уважаемые родители, у вас было домашнее задание. Вы должны были оформить альбом «Моя семья» или генетическое древо. Рассмотрим и кратко расскажем каждый о своей семье (состав, хобби, семейный отдых и т. д.)
А сейчас давайте поиграем, пальчиковая игра «Моя семья»
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Что значит “семья” для вас?
- Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на “лепестке ромашки”. (После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску и получается “ромашка”)
- Действительно, для каждой семьи важны такие качества, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота.
О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы. Одно из таких стихотворений предлагаем вам прослушать и ответить на вопрос: “Чем является семья для автора этого произведения?”
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!” (М. Лангер.)
Вот наше мероприятие подошло к концу, всем желаем удачи, предлагаю пройти к столу на чаепитие.
3. Путё м голосования был выбран родительский комитет группы в следующем составе:
Председатель: О. А. Карева.
Секретарь: О. С. Попрыга.
Решение родительского собрания.
1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка в стенах ДОУ и семьи.
2. Родителям принимать активное участие в жизни детского сада.