Татьяна Коснырева
Проект «Домашняя утварь коми народа»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17»
г. Сыктывкар
«Домашняя утварь коми народа»
Воспитатели средней группы №5:
Коснырева Татьяна Владимировна,
Кочанова Ольга Петровн
2016 г. Сыктывкар
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: Дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Народный быт. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Коми
- Темочки
Актуальность: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов.
Сроки реализации: с 7 по 11 ноября 2016 г.
Ожидаемый результат:
• Знать и называть домашнюю утварь коми народа.
• Узнавать по описанию и назначению.
• Знать, из какого материала сделаны предметы утвари.
Продукт проекта: Коллекция домашней утвари для мини-музея группы.
Цель: приобщение детей к культуре и традициям – через знакомство с утварью коми народа.
Задачи:
1. Формировать представление детей об утвари коми народа (пестер, туесок, корзинка, тарелка, ложка, солонка, её происхождении и материале, из которого она изготавливается.
2. Активизировать словарный запас по теме «Утварь коми народа».
3. Продолжать закреплять полученные знания детей совместно с родителями.
4. Развивать познавательную активность детей.
5. Воспитывать у детей интерес к родной культуре.
Содержание работы по проекту «Домашняя утварь коми народа»
1 этап – подготовительный.
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Изготовление пособий (Д/и, оформление папки-передвижки «Традиционная утварь народа коми» для родителей, оформление альбома «Утварь коми народа», раскраски с посудой).
3. Подбор предметов домашней утвари.
4. Привлечение родителей к проблеме проекта.
5. Определение тематики бесед.
2 этап - реализация проекта.
Пути реализации:
1. Беседа «Путешествие в прошлое домашней утвари».
2. Беседа «Разные виды посуды».
3. Беседа «Из какого материала делал домашнюю утварь коми народ».
4. Д/и «Складные картинки».
5. Д/и «Из какого материала сделана утварь».
6. Д/и «Что лишнее?»
7. Д/и «Что изменилось?»
8. С/р игра «Ждем гостей».
9. С/р игра «Магазин посуды».
10. Лепка «Корзина для ягод».
11. Рисование «Тарелочки».
12. Аппликация «Пестер».
13. Раскраски «Посуда коми народа».
14. Пальчиковая игра «Помощники», «Посуда».
15. Чтение сказок: К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха». Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
16. Загадки о посуде.
17. Совместная деятельность детей и родителей:
• Подбор наглядно-иллюстративного материала (предметов домашней утвари коми народа и картинки).
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Создание «Мини-музея» (домашняя утварь коми народа).
3 этап – заключительный.
Итоговая беседа: «С какой домашней утварью мы познакомились?»
Содержание работы по проекту «Домашняя утварь коми народа»
Дни недели
Режим
Интеграция
образовательных
областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с родителями
Групповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
ПН.
Утро Развитие речи. Познание. Социализация День радостных встреч: «Что нас ждёт на этой неделе?» Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности детей. Ситуативный разговор: «Зачем нам необходима посуда» Дежурство: «Какая посуда у тебя есть дома?» Цель: Выявить представление детей о посуде. Подбор демонстрационного материала по данной тематике, книги, настольно-печатные игры, предметы посуды. Информационный стенд: «Знакомство родителей с проектом, его целью и задачами»
Вечер Развитие речи. Познание. Социализация. Художественное творчество. Беседа: «Путешествие в прошлое домашней утвари» Рассматривание иллюстраций «Домашняя утварь коми народа» Загадки о домашней утвари.
ВТ. Утро Развитие речи. Познание. Социализация Беседа: «Разные виды посуды» Ситуативный разговор: «Из чего делают посуду?» Пальчиковая игра: «Помощники». Иллюстрации с разными видами посуды. Методическое пособие «Пальчиковые игры» Атрибуты к сюжетно-ролевой игре. Привлечение родителей к пополнению «мини-музея» домашней утварью коми народа.
Вечер Чтение художественной литературы. Познание. Социализация. Развитие речи. Чтение сказки «Федорино горе» Цель: Расширить представление детей о посуде. Дидактическая игра: «Что лишнее?» Цель: Закрепить умение детей выделять среди картинок предметы домашней утвари. Сюжетно-ролевая игра: «Ждём гостей».
СР. Утро Развитие речи. Познание. Социализация. Художественное творчество. Беседа: «Из какого материала делали домашнюю утварь коми народ». Цель: Познакомить детей с материалом (береста, дерево) из которого изготавливали домашнюю утварь. Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Лопатка» Раскрашивание раскрасок с посудой коми народа. Домашняя утварь из бересты и дерева. Раскраски с изображением посуды. Пластилин для художественного творчества. Привлечение родителей к пополнению изобразительного уголка раскрасками с изображением посуды.
Вечер Художественное творчество. Познание. Социализация. Развитие речи Лепка: «Корзинка для ягод» Дидактическая игра: «Складные картинки» Цель: Упражнять детей в составлении целого из частей Пальчиковая игра: «Посуда»
ЧТ. Утро Художественное творчество. Познание. Социализация. Рисование: «Тарелочки» Цель: Познакомить детей с коми орнаментом (рога оленя) Загадки о посуде Цель: Учить детей по описанию угадывать домашнюю утварь. Решение рисованной проблемной ситуации: «Как Катя не мыла посуду» Цель: Помочь игровому персонажу решить проблему; Активизировать познавательный интерес у детей. Заготовки бумажных тарелочек и краски для художественного творчества. Загадки. Сказка «Лиса и журавль». Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. -
Вечер Познание. Развитие речи. Чтение художественной литературы Чтение сказки «Лиса и журавль» Дидактическая игра: «Что изменилось?» Сюжетно-ролевая игра: «Магазин посуды»
ПТ. Утро Познание. Развитие речи. Чтение художественной литературы. Социализация. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» Цель: Закрепить представление детей о посуде Путешествие в «мини-музей» Чтение сказки: «Муха- цокотуха» Иллюстрации и предметы домашней утвари. Сказка «Муха- цокотуха». Заготовки для аппликации. Альбом «Домашняя утварь коми народа». -
Вечер Художественное творчество. Познание. Социализация. Аппликация «Пестер» Дидактическая игра: «Из какого материала сделана посуда?» Цель: Закрепить знание детей о материале. Оформление альбома «Домашняя утварь коми народа».
Список используемой литературы:
1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых
4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть 1, часть 2) Сыктывкар, 1994.
5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.
6. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре».
7. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.