Алена Антипина
Проект «Быт и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Быт и традиции русского народа»
Краткосрочный проект во второй младшей группе.
Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта: дети второй младшей группы (3-4года, родители.
Публикация «Проект „Быт и традиции русского народа“» размещена в разделах
Вид проекта: Познавательный, творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (сроком 2 недели)
Ресурсы:
1. Человеческие ресурсы
Привлечение музыкального руководителя и родителей к созданию проекта.
2. Оборудование, материалы
- Интернет ресурсы: иллюстрации быта русских семей, иллюстрации к потешкам, песенкам.
- Художественная литература.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить с семейными традициями и традициями русского народа.
2. Познакомить с русской избой и другими строениях.
3. Познакомить детей со старинными предметами быта: лавка, скамейка, печь, колыбелька (люлька, самовар, глиняный горшок, кочерга и т. д.
4. Продолжать знакомить детей с домашними животными.
5. Познакомить с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, бубен, свистулька.
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;
2. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
3. Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками
4. Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
5. Развивать интерес и любовь к фольклору.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Формы организации детской деятельности:
При реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Работа с родителями:
- Создание альбома «Русские народные потешки, прибаутки, песенки»
- Участие в праздниках, утренниках
- Посещение музыкальных и физкультурных занятий, занятий по речевому развитию и т. д.
- Участие в сборе материаладля создания макета «Изба», изготовление макета
- Участие в подборе русских народных сказок, потешек, пословиц для выставки по народному фольклору.
Предполагаемые результаты:
Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.
Результат деятельности детей -заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми; активно участвуют в играх; знают название и содержание русских народных сказок; имеют представления о старинных предметах быта; дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым.
Результат деятельности родителей – становятся активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Организация предметно – развивающей среды:
Подготовили подборку иллюстраций о растительном и животном мире;
Сделалиподборку дидактических и подвижных игр;
Оформили выставку книг «Русские народные сказки»;
Оформили совместно с родителями альбом потешек, прибауток, песенок «Еду, еду к бабе, деду…»;
Организовали выставку кукол, обшитых родителями в наряды русского народа;
Оформили выставку с русскими народными инструментами: бубен, дудочка, гармошка, свистулька, ложки.
Оформили уголок «Русская горница»
Создали макет «Русская изба»
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
• Составление тематического перспективного плана на 2 недели.
• Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор потешек, песенок
• Подбор сказок и русских народных игр для детей. (Приложение№1)
• Создание родителями альбома «Потешки и песенки о домашних животных».(Приложение№ 2)
• Составление музыкальным руководителем конспекта развлечения «К бабушке и дедушке на оладушки»(Приложение№ 3)
Основной этап
Работа с детьми:
• Реализация тематического плана.
• Создание макета избы в русском стиле.
• Разучивание сценария праздника
• Сбор материала для организации интерьера русской избы.
Заключительный этап:
• Развлечение «К бабушке и дедушке на оладушки».
• Фотоотчет по реализации проекта.
• Оформление проекта «Быт и традиции русского народа»
Вывод:Деятельность по реализации проекта осуществлялась в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности. В ходе реализации проекта, дети погрузились в старину: познакомились с малыми формами фольклора, узнали более подробно о музыкальных инструментах; разучили и играли в русские народные игры; познакомились с русскими обычаями.
Приложение№ 1
Русские народные и подвижные игры для детей.
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
«Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
«Медведь»
Выбирается один медведь. Он спит в лесу. Остальные игроки собирают ягоды и поют:
Беру, беру ягоду, черную смородину!
Батюшке в стаканчик,
А злому медведю травы на лопату!
Медведь просыпается и ловит игроков.