татьяна манаенкова
Проект на тему «Быть здоровыми хотим»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность. Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.
Публикация «Проект на тему „Быть здоровыми хотим“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.
В материалах Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» отмечается, что главной задачей ДОУ является выработка у детей разумного отношения к своему организму, научение вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Сохранение и укрепление здоровья - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Хорошее здоровье – одна из главных источников счастья и радости человека. Неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становиться меньше.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических. А так же от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей. Ведь не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Собственный опыт, показали, что ребенок уже в младшем дошкольном возрасте способен заботиться о собственном здоровье. Но важно, что бы дети были не просто помещены в здравосозидающую среду, но и сами бы умели сохранять, созидать здоровье.
Проект позволяет продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни, укреплению физического и психического здоровья. Дети осваивают новые способы сохранения и приумножения здоровья; профилактики болезней; значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья.
Цель проекта. Формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
• воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
• обогащать и углублять представление детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье;
• способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям;
развивать физические качества: силу, гибкость, выносливость, ловкость, координацию движений.
Тип проекта. Краткосрочный (неделя).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, педиатр, инструктор по физкультуре.
Ожидаемые результаты проекта. Дети понимают необходимость заботы о своем здоровье, берегут его; учатся быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; любят и с желанием выполняют физические упражнения; знают элементарные приемы оказания первой медицинской помощи, о некоторых правилах ухода за больными. Гигиенические навыки устойчивы; сформирована привычка самостоятельно следить за своим внешним видом.
Содержание проекта.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап. Основанием для выбора темы является проблема в психическом и физическом развитии детей. Не все дети знают о необходимости здорового образа жизни и его соблюдении. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Из-за невнимания родителей к здоровому образу жизни в семье, из-за плохой экологии, наследственности и др. факторов здоровье детей сейчас очень слабое. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов: соблюдение режима дня, культурно-гигиенические навыки, физзанятия, закаливание, подвижные игры, культура питания. Так как сейчас у нас в детском саду проходит месячник здоровья, я выбрала эту тему проекта. Что бы больше уделить внимания формированию у детей представления о правильном питании, здоровом образе жизни. Повысить грамотность родителей в вопросах укрепления здоровья дошкольников.
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы
3. подборка иллюстраций, фотографий с новой информацией о способах укрепления здоровья
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
6. Консультация «Формирование культурно – гигиенических навыков и этикета».
Реализация проекта. В работе с детьми.
Ежедневная профилактическая работа:
-утренняя гимнастика;
-профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
-гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
Беседы:
• «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»
• «Беседа о здоровье, о чистоте» решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»
Содержание беседы:
Кукла – мама рассказала, что ее дети стали часто болеть. Как вы думаете почему? (ответы детей)
-А вы пробовали витамины? Витамины есть не только в таблетках и во многих продуктах. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны, мы сейчас с вами узнаем.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. (для зрения)
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
А сейчас я вам предлагаю нарисовать для куклы - мамы полезные продукты.
• Беседа педиатра «Что полезно для здоровья» (о соблюдении личной гигиены)
Исследовательская деятельность
• «Лаборатория грязных рук».
Занятия
• «Одежда и здоровье». Рассказать о назначении одежды, видах одежды.
Одежда защищает от грязи и пыли, от холода и жары. Определяет культуру, поведение, стиль.
• «Режим дня» (сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья).
• Спортивное развлечение «День здоровья»
Цель: сформировать культуру ЗОЖ; создать условия для воспитания культуры здорового поведения у дошкольников.
Под спортивный марш дети входят в зал. Читают стихи о спорте. К ним приходит доктор Пилюлькин. Дети ему рассказывают, в чем секрет их здоровья. Делятся на 2 команды («Айболит» и «Мойдодыр») и проводят эстафеты.
1.»Умывание» (дети выбирают из множества предметов нужные для умывания)
2. игра «Что полезно» (дети отвечают на вопросы)
3.»Собери урожай овощей и фруктов» (1 команда собирает овощи, 2 – фрукты)
4. «Медицинская» (дети оказывают помощь товарищу, получившему травму
5. упражнение на релаксацию «Солнышко»
Жюри подводит итог эстафет.
• Спортивные соревнования между подготовительными группами
Цель: формирование у детей стремление к здоровому образу жизни и любви к спорту.
Представление команды «Стремительные»
Мы стремительные дети,
Успеваем все на свете:
Физкультурой заниматься,
Веселиться и смеяться.
Команда «Отчаянные»
Отчаянные парни и девчонки
Никогда не стоят в сторонке.
Во всех эстафетах играют
И своих соперников побеждают!
Конкурс капитанов (кто быстрее выпьет молоко с помощью трубочки).
1. конкурс для мальчиков «Отжимание»
2. конкурс для девочек «прыжки через скакалку».
3. конкурс «Метание вцель».
4. конкурс «Веселые поворята».(1 команда варит компот, 2 – варит борщ)
Отгадывание загадок на спортивную тематику.
5. конкурс «Тоннель»
Игра «Это правда или нет»
6. конкурс «Автомобили»
Жюри подводит итоги соревнования и награждают грамотами.
Игры
Сюжетно ролевая игра «Аптека», «Поликлиника»;
Д/игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание, «Полезная и вредная еда», «Путешествие в страну здоровья».
Подвижные игры «Делай как я», «Ловишки в кругу», «Совушка – сова», «Жмурки» и др.
Рассматривание иллюстраций и фото о здоровье.
Заучивание пословиц и поговорок о здоровье
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
В здоровом теле здоровый дух.
Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
Пешком ходить - долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
потешки при умывании
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся, грязь смывайся!
От водички, от водицы
Все улыбками искриться!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается! И др.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Кутафин «Вовкина победа». Ю. Тувим «Овощи» и др.
Продуктивная деятельность: рисование «Витамины я люблю», коллективная
аппликация с элементами рисования «Дерево здоровья»
В работе с родителями
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности и т. д.
Полезные советы «Воспитываем детей здоровыми».
Консультация «Формирование культурно – гигиенических навыков и этикета».
Информационный стенд «Здоровый образ жизни семьи».
Завершающий этап. Дети входили в проблему, вживались в игровые ситуации, объединялись в команды для проведения эстафет. С огромным желанием принимали участие в спортивных соревнованиях. Внимательно слушали рассказ врача – педиатра, отвечали на вопросы, с удовольствием пересказывали услышанное родителям. Выполнили коллективную работу «Дерево здоровья».
Заключение
Я не ставлю целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Проект является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности.
У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности:
способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
здоровьесберегающего и безопасного поведения: знают о полезных и вредных привычках;
самостоятельность и чувство ответственности : могут самостоятельно оказать элементарную помощь самому себе и другому
усовершенствовались культурно-гигиенические навыки: опрятны, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом;
физические качества: правильно выполняют физические упражнения, осуществляют контроль над самочувствием после физической нагрузки; проявляют двигательную активность в повседневной жизни;
соблюдают режим дня.
Повысилась заинтересованность родителей в привлечении детей к здоровому образу жизни.
Здоровье ребенка превыше всего
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
Таким образом, подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста