Анна Шестакова
Проект «Аптека под ногами» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 день, 28 октября 2019.
Участники проекта : дети старшей группы (возраст 5-6 года, воспитатель группы.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Публикация «Проект „Аптека под ногами“ для старшей группы» размещена в разделах
Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта :
- закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;
- умение различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
- активизировать словарь: одуванчик, мать и мачеха, ромашка, подорожник.
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:
1. Расширение знаний и представлений детей о лекарственных растениях. Воспитанники, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться и применять их при заболевании, также будут использовать рецепты народной медицины.
Мероприятия по реализации:
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций и картин лекарственных растений
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений, Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Беседа: беседа «Зелёная аптека»
Цель:
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Чтение стихотворений: «Цветы» А. А. Сенькова, «Малина» Н. Астахова
- НОД по рисованию: «Наш друг – одуванчик» Цель: развивать творческие способности детей в рисовании одуванчика.
Дидактические игра: «Узнай по описанию».
Папка-передвижка для родителей: «Лекарственные растения».
Итог проекта
Просмотр презентации на тему «Аптека под ногами».
Результативность реализации проекта : осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека; расширить представления о природе, развитие познавательного интереса, сформировать знания о лекарственных растения, обогатить опыт детей в сфере экологического воспитания.
Приложение 1
Беседа «Зелёная аптека»
Цель:
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня. (Крапива).
Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).
Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).
Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).
Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.
Кто знает, как оно называется? (Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.
Все эти лекарственные растения произрастают во многих местах нашего села.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
ЦВЕТЫ
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.
Альбина Александровна Сенькова
Малина
Натали Астахова
Сочную, сладкую
Ягодку малину,
Обрываю с веточек
И кладу в корзину.
А потом бабуля
Сварит всем варенье,
Да, такое вкусное!
Просто, объеденье!
И зимой холодной,
Если вдруг простыну,
Мама скажет ласково -
Ешь, сынок, малину!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(две ладони вместе ввиде бутона)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичное движение пальцами- вместе и врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(тыльной стороной ладошки прижаты,а пальцы шевелятся)
Дидактическая игра «Вершки корешки».
Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки;
Одуванчик – листья, корень;
Календула – цветы и семена;
Ромашка – цветы;
Мелисса – листья;
Зверобой – цветы, листья;
Мать-и-мачеха – листья;
Пастушья сумка – цветы;
Мята – листья;
Лопух – листья и корни.
НОД по рисованию «Наш друг – одуванчик»
Цель: развивать творческие способности детей в рисовании одуванчика.
Задачи:
Учить передавать красоту цветов одуванчиков, форму листьев.
Формировать навыки смешивания красок на палитре для получения оттенков (темно – желтый, светло – зеленый)
Развивать композиционные навыки: расположение растения в центре листа бумаги, равномерное расположение листьев.
Воспитывать любовь к природе, развивать эстетическое восприятие.
Ход НОД:
Послушайте загадку:
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился.
(Одуванчик)
Воспитатель: О каком цветке я прочитала загадку?
Дети: Об одуванчике.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит одуванчик?
Дети: Стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Какого цвета стебель?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Какого цвета листья?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Какого цвета цветок?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Молодцы, правильно. У одуванчика прямой тонкий стебель, на нем желтые, мохнатые цветы; удлиненные зеленые листья.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Солнце поднимается, Скрещенные руки с широко расставленными
Цветочек распускается. пальцами медленно поднимаются над головой.
Солнышко садится, Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются
Цветочек спать ложится. запястьями.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем рисовать желтые одуванчики.
Показ последовательности выполнения работы.
Выполнение работы детьми.
Оказание индивидуальной помощи.
Заключительная часть
Воспитатель: Какие цветы мы с вами сейчас нарисовали?
Дети: Одуванчики.
Рассматривание и оценка детских работ.
Папка-передвижка «Лекарственные растения»
Всем хорошо известна фитотерапия. С лечебной и профилактической целью используют либо растения в целом, либо их отдельные части: корни, корневища, клубни, луковицы, листья, цветки, стебли, кору, почки, плоды, ягоды и семена.
Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельчённых растений или путём извлечения из растений действующих веществ, подвергая их несложной обработке. Растения используются для приготовления настоя, отвара, настойки, вытяжки или сгущённой вытяжки. В качестве растворителей в народной фитотерапии помимо воды и спирта использовались пиво, уксус, вино, мёд, молоко различных животных, масло.
Для внутреннего приёма лекарственные травы назначают в определённой дозировке, как лечебные препараты, а пищевые лекарственные растения для приготовления напитков, салатов или в качестве приправы к различным блюдам.
Как наружное средство лекарственные растения используются в народной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний, примочек, полосканий, мазей, пластырей, в виде обёртываний простынёй, смоченной в настое трав, а также путём прикладывания отдельных частей растений или пасты из них к больным местам.
Фитотерапия в народной медицине была основным видом лечения. Флора земли – огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Общее количество лекарственных растений насчитывает более 12000 видов.
Лечение целебными травами всегда привлекало к себе внимание человека. Терапевтическая эффективность растений обусловлена содержанием в них большого комплекса разнообразных и сложных по своему химическому составу и терапевтическому воздействию активно действующих веществ. Это алкалоиды, гликозиды, полисахариды, эфирные масла, органические кислоты, антибиотики, витамины, химические элементы, дубильные вещества, пигменты, аминокислоты, смолы, жирные масла и др. Эти вещества с успехом используются в лечении и профилактике при ряде заболеваний.
Сейчас, в период повышенной заболеваемости, необходимо использовать средства на основе лекарственных растений для профилактики гриппа, ОРЗ у детей и взрослых.
Мы знакомим детей с лекарственными растениями: аптечная ромашка, зверобой, подорожник, земляника, малина, смородина, крапива, лук, чеснок, липа, берёза, дуб, рябина, калина, василёк, календула, мать-и-мачеха, ландыш майский, цикорий, шиповник и др. Вооружаем их знаниями о том, как не допустить заболеваний органов дыхания.
Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами – алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Первоначальные познания в области лечения травами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поколение устно. В древнейших памятниках письменности встречается немало сведений об использовании растений в лечебных целях.
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам Греческая литература: у греков сложилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались некоторыми лекарственными средствами, заимствованными у других народов. Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древний Греции Гиппократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, которые тогда применялись в медицине. Он считал, что лекарственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффективны.
До нашего времени дошло значительное количество сочинений (рукописных и печатных, содержащих описания лекарственных растений и способов их применения.
Перед применением лечебных средств надо посоветоваться с врачом.