Татьяна Фокина
Проект «Мы — юные строители»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проект «Мы - юные строители»
Данный проект направлен на обогащение конструктивного опыта детей среднего дошкольного возраста в процессе строительной игры. При его реализации деятельность детей со строительным материалом перестает носить спонтанный ситуативный характер, приобретает систематичность и целенаправленность, становится более яркой и содержательной.
Тип проекта : смешанный (творческо-исследовательский, ролево-игровой).
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
2. Актуальность
Публикация «Проект „Мы — юные строители“» размещена в разделах
В процессе конструирования ребенок на опыте познает свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Для нас стало актуальным то, что детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
3. Цель и задачи проекта
Цель:
Организовать работу с детьми 4-5 лет с использованием технологии включающей в себя разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и др. представлений, а также с использованием занимательных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию умений детей.
Задачи:
• Пробудить в детях интерес к строительным играм.
• Воспитывать моральные и волевые качества.
• Развивать мыслительные процессы, пространственные представления, психические процессы, стереометрические представления детей, наблюдательность, сосредоточенность, творчество.
• Развивать деятельность руки, трудовые качества.
• Формировать интерес к технике, архитектуре.
• Воспитывать эстетические чувства, обеспечивать эмоциональное наслаждение.
4. Содержание проекта представлено :
• Программой кружковой работы «Юные строители»;
• Календарно-тематическим планированием кружковой работы в средней группе;
• Презентацией по созданию развивающей среды для формирования конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста;
• Консультациями для родителей «Конструирование из строительного материала», «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка»;
• Перечнем дидактических игр по конструированию, используемых в совместной деятельности с педагогом.
5. Этапы реализации проекта
1) Подготовительный: Поиск проблемы, постановка цели, разработка задач, изучение методической литературы по данной проблеме, пополнение и систематизация развивающей среды, подбор дидактических игр, консультаций для родителей и др.
2) Аналитический: разработка рабочей программы и планирования кружковой работы, Определение критериев оценки умений детей, начальный мониторинг.
3) Практический: реализация рабочей программы (непосредственно-организованная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, привлечение родителей к решению поставленных задач.
4) Презентационный: итоговые мероприятия, презентации детьми собственных дизайнерских решений, представление авторских конструкций,
5) Контрольный: итоговый мониторинг, анализ выполнения проекта.
6. Механизмы и условия реализации проекта
Формирование конструктивных умений в строительной игре невозможно без чёткого продуманного руководства взрослого.
Руководство воспитателя строительными играми направлено на:
• развитие их содержания,
• организацию детского коллектива,
• установление правильных взаимоотношений,
• оказание детям непосредственной помощи в осуществлении конструктивных замыслов (показ приёмов конструирования).
Руководство играми зависит от:
• индивидуальных особенностей детей,
• их знаний и интересов,
• содержания игр и построек и др.
Формы организации конструктивной деятельности среднего дошкольника:
1. Конструирование с использованием образца:
a) готового образца с процессом создания постройки
b) готового образца с анализом постройки
c) частичного образца с показом приёмов стройки
d) незаконченного образца
2. Конструирование по условиям
Например:
• построить мост через широкую реку для пешеходов и машин,
• построить грузовик для перевозки зверей в зоопарк,
• построить двухквартирный дом,
• построить четырёх групповой детский сад, и др.
3. Конструирование по теме (причём, детям даются только хорошо знакомые темы).
4. Конструирование по собственному замыслу (дети самостоятельно определяют содержание конструкции и способы её выполнения)
Кроме того, для эффективной организации конструктивной деятельности старших дошкольников необходимо создать специальные условия, так называемую развивающую среду. В группе необходимо оборудовать центр конструирования, которому дети могут сами придумать название. В этом строительном уголке должно быть достаточное количество материала:
1).Настольные наборы различных видов.
2).Крупный напольный строитель.
3).Дополнительный строительный материал.
4).Мелкие игрушки для обыгрывания построек.
5).Игрушки-самоделки, выполненные детьми на занятиях по ручному труду для оформления и обыгрывания построек.
6).Подручный материал для изготовления детьми недостающих игрушек-самоделок (картон, клей, карандаши, бросовый материал, самоклеющая пленка и др.).
7). Разнообразный иллюстративный материал: альбом с фотографиями построек родного города, знакомых сооружений Москвы, с фотографиями мостов, различного вида транспорта, с образцами построек (в т. ч. выполненных детьми, со схемами и чертежами и др.
8).Шаблоны и трафареты для самостоятельного изготовления схем.
9).Строительные и конструктивные игры
7. Риски проекта
Из всех видов конструирования в дошкольном возрасте (конструирования из строительного материала, конструкторов, из бумаги, бросового, природного материала) наиболее изучен учёными такой вид конструирования как, конструирование из строительного материала. Но часто в практике отсутствует целенаправленное и систематическое обучение детей этому виду деятельности. Такое отношение педагогов к конструированию из стройматериала обуславливают следующие причины:
1). Отсутствие в дошкольных учереждениях достаточного количества строительного материала, игрушек для обыгрывания построек; сложность в изготовлении схем, чертежей; и другие причины материального характера.
Эту проблему можно решить с помощью родителей воспитанников. Необходимо только раскрыть им значение игр со строительным материалом для всестороннего развития ребёнка. Ведь многие родители считают, что деревянный строитель – это устаревшая игрушка, что она не выглядит для ребёнка особо привлекательной, что ей не место в мире компьютерных технологий и т. д. Но этот, простой, на первый взгляд, игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра.
2). Отсюда вытекает вторая причина отсутствия интереса у педагогов к конструктивной деятельности дошкольников. Существует некомпетентное мнение, что конструирование из строительного материала – это всего лишь игра, не требующая специального обучения и руководства.
З. В. Лиштван доказала, что “только при необходимом обучении конструктивным умениям и навыкам происходит всестороннее развитие ребёнка. Ведь между обучением конструированию из стройматериала и игрой существует тесная связь и взаимодействие. Обучение даёт возможность направлять работу воображения по пути не пустого фантазирования, а непосредственного претворения творческих строительных замыслов в деятельность с практическим результатом”.
Эти причины и заставили нас обобщить имеющийся в педагогике опыт по данной теме и заняться разработкой долгосрочного проекта в этой области.
8. Ожидаемые результаты
1).Знание и правильное использование приёмов строительного конструирования :
• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.
• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.
• Умение распространять сложную постройку в высоту.
• Умение строить перекрытие на высоких устоях.
• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.
2).Умение планировать свою деятельность и рассказывать о своих планах (умение представить будущую постройку, отобрать нужный материал, продумать последовательность выполнения постройки и др.).
3).Умение чётко ориентироваться в пространстве.
4).Знание названий деталей стройматериала, умение оценивать и учитывать свойство и качество материала.
5).Умение точно передавать в постройке особенности и архитектурные подробности сооружений, подчёркивая их художественные достоинства.
6).Умение взаимозаменять одни детали другими.
7).Умение симметрично располагать постройку, соблюдать пропорции в частях постройки.
8).Умение правильно передавать форму, величину предметов, их частей.
9).Умение красиво оформлять постройку, разнообразно сочетая детали стройматериала.
10).Умение учитывать заданные условия и практическое назначение постройки.
11).Умение строить коллективно (договариваться и следовать договору, трудиться дружно, не мешать другим, советоваться друг с другом, уважать труд других детей, считаться с мнением товарищей, мотивировать свои предложения и др.).
12).Умение самостоятельно готовить материал и убирать его на место.
Таким образом, формирование конструктивных умений дошкольников происходит в конструктивной деятельности и характеризуется как овладение разнообразными способами конструирования.
9. Оценка результатов проекта
Критериями оценки достижения поставленных целей стали следующие:
• Умение различать и правильно называть все детали строительного материала
• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.
• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.
• Умение распространять сложную постройку в высоту.
• Умение строить перекрытия на высоких устоях при сооружении высоких мостов.
• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.
• Умение соблюдать симметрию в постройке
• Умение соблюдать пропорции в частях построек.
• Умение взаимозаменять одни детали другими.
• Умение планировать свою работу и рассказывать о своих планах (что задумал, для чего, из какого материала, в какой последовательности).
10. Дополнительная информация
Список использованной литературы:
1. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника: Пособие для воспитателя/ Давидчук А. Н. - М: Просвещение, 1973г. – 79 с., ил.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Из опыта Куцаковой Л. В. - М: Просвещение, 1990 г. – 158 с., ил.
3. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синсез, 2016. – 80с.
4. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / Лиштван З. В. - изд. 2, исправленное и дополненное – М: Просвещение, 1967г. – 151 с.
5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. Комаровой Т. С - изд. 3, доработанное – М: Просвещение, 1991г. – 216 с., ил.
6. Парамонова Л. Творческое конструирование; психологические и педагогические основы его формирования/ Парамонова Л. // Дошкольное воспитание – 2001г. № 3/ - с. 66 – 77.
7. Силакова М., Условия творческого решения конструктивных задач: Старший дошкольный возраст / М. Силакова // Дошкольное воспитание. – 1996г. - №5 – с. 75 - 78
8. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. - изд. 2, - М: просвещение: Владос, 1994г. – 216 с.
9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддъяковой Н. Н. Сохиной Ф. А. - М: Просвещение, 1984г. – 207 с.
Первоисточники
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Приложения к проекту :
1. Рабочая программа кружковой работы «Юный строитель», средняя группа.
2. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Юный строитель» на 2016-2017 учебный год.
3. Презентация «Центр конструирования в средней группе».
4. Консультации для родителей.
5. Дидактические игры.