Анастасия Гудилова
Проект «Мы Славяне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный, групповой, познавательный.
Участники проекта : воспитатель,, дети старшей группы, родители.
Пояснительная записка:
Возродить духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство работников ДОУ, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Публикация «Проект „Мы Славяне“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, любовь к национальной культуре, уважение к народам «братьям». Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русской национальной культуре, культуре украинцев, а также белоруссов. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважительное отношения к детям других национальностей.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей с культурой, с историей славянских народов.
2. Познакомить детей с укладом жизни славян, с предметами быта и их назначением.
3. Познакомить воспитанников группы с национальными костюмами : русских, белоруссов и украинцев.
4. Познакомить ребят с национальными играми славянских народов, а также с главными национальными блюдами.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература). Материальные ресурсы (мультимедийное оборудование,, дидактические и развивающие пособия).
Ожидаемые результаты:
Дети приобретут знания о культуре славян - наших предков. Познакомились с укладом жизни и трудом славян, получили представление о предметах быта и их назначении. У детей повысится интерес к русской национальной культуре. Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный (2 неделя января) Определение цели и задач проекта, участников проекта. Подготовка этапов реализации проекта : сроки этапов, определение содержания каждого этапа. Подбор методического материала.
Основной (3 неделя января) Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.
Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
Заключительный Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности.
Перспективное планирование
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие -НОД «Культура и традиции русского народа».
-Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России».
Социально – коммуникативное развитие -Беседы «О народной игрушке», «Милости просим, гости дорогие».
- Развлечение «Ярмарка»
-Посиделки «Пропоем мы вам частушки».
Художественное – эстетическое развитие -НОД по теме «Городецкие узоры – сколько радости для глаз!», «Где живет перо жар-птицы».
-Лепка «Народная игрушка».
-Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные).
Речевое развитие -Оформление группового уголка «В гостях у сказки».
-Викторина «В гостях у сказки».
-Разучивание потешек, песенок, скороговорок.
Физическое развитие -Подвижные русские народные игры «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона», «Ходит Ваня», «Жмурки», «Цепи кованные».
Работа с родителями
-Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».
-Устный журнал «О традициях русской народной культуры».
-Оказание помощи в подготовке развлечения «Ярмарка».
Литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2006г.
2. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. М. : «Скрипторий 2003», 2011г. 3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. М. : Мозаика-Синтез, 2006г.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
7. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Комаровой Т. С., М. : Педагогическое общество России, 2005г.
8. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №7, 2006 г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание». №8, 12 - 2007г
По теме: методические разработки, презентации