Александра Сучкова
Проект «Мы — семья! Мы вместе!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть наше будущее и будущее нашего государства.
Публикация «Проект „Мы — семья! Мы вместе!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведёт к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Этому способствуют и гаджеты, которые есть в каждой семье, и которые подменяют, а часто и заменяют, общение с родителями, которые устали, раздражены или просто равнодушны к малышу.
Особо ярко показал проблемы в общении с детьми карантин по covid19. Многие родители, оставшись на самоизоляции с детьми дома, испытывали затруднения в общении с детьми продолжительное время, в организации режима дня, физической активности, отдыха и совместного досуга.
Именно поэтому и возник этот проект, где мы постарались напитать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения, наладить контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними. Проект призван помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому, а также повышение педагогической культуры родителей и организации эффективного взаимодействия в паре родители-ребёнок. Это будет способствовать эмоциональному сплочению взрослых и детей, развитию у них общих интересов, укреплению семьи.
Стратегическая цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и семьи, ориентированное на личностное развитие детей, вовлечённое и заинтересованное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Тактические цели:
1. Создать условия для формирования у детей понятие «семья», представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, обогатить детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.
2. Развивать познавательный интерес и проектно-исследовательские умения и навыки
3. Организовать малые формы взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-педагог, ребенок-родитель.
Задачи проекта :
- образовательные:
систематизировать, расширить и обобщить знания и представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи;
- приобщить детей к лучшим образцам народного и литературного творчества;
формировать представления об семейных традициях и праздниках;
- формировать и укреплять семейные ценности на основе изучения прошлого членов своей семьи;
- познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи».
уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
- активно привлекать родителей к участию на разных этапах реализации проекта;
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- создавать эмоционально благополучную атмосферу дома, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
развивающие:
- развивать интерес детей к истории своей семьи;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать и обогащать речь дошкольников посредством песен, стихотворений о семье;
- развивать познавательные и творческие способности дошкольников в процессе практической деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость и позитивное отношение к историческому прошлому нашей страны;
- развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту;
развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи, развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи;
- воспитывать интерес к своей родословной.
- воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям, уважительное отношение к старшему поколению;
Ожидаемые результаты:
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, дети знают о жизни бабушек и дедушек, о родственниках и могут назвать их по имени и отчеству; знают имя и отчество своих родителей, и их профессии; умеют рассказывать о семье и традициях и разбираются в родственных связях; умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье; дети знают о важности и ценности семьи и заботиться о близких людях; уметь совместно с родителями составлять родословную семьи; повышение социальной компетентности дошкольников; реализация потребности детей в продуктивных видах деятельности.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений; вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; формирование доверительных, доброжелательных отношений между ребёнком и взрослым (родителями, педагогом); ориентирование на развитие у ребенка потребности к познанию и общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Продукт: Выставка детско-родительских рисунков и поделок «Моя семья»
Аннотация проекта
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Сроки реализации: 2 недели (13-24 апреля 2020г.)
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, физкультурный работник, учитель-логопед, родители).
Автор проекта : воспитатель – Сучкова А. С.
Руководители проекта : воспитатели Сучкова А. С., Шмелёва И. В.
Работа по проекту проводится : во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (настольно-печатных, подвижных, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, конструктивных, подвижных, эстафетах, играх-соревнованиях, при чтении и обсуждении произведений о семье, пословиц и поговорок, слушании тематических музыкальных произведений, рассматривании иллюстраций и репродукций по теме, режимных моментах.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Направленности познавательной деятельности на результат.
2. Социально ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений).
3. Системности знаний о семье.
В основу проекта положены принципы :
• принцип развивающего образования;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели (13-24 апреля 2020г.)
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Создать предпосылки для проектной деятельности посредством анализа и обобщения имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме; диагностики знаний детей по теме; изучения методической литературы; разработки плана проектной деятельности; подбора литературного, музыкального, иллюстративного материала; игр и дидактических пособий; объяснения цели проекта детям и родителям; создание ситуаций, провоцирующих детей на проявление смелости, решительности, взаимовыручки; обсуждение с родителями проекта; выявление возможностей, необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта. (6 апреля- 12 апреля)
2. Практический этап
Реализация познавательной инициативы и развитие свободной творческой личности ребенка с 13 апреля по 22 апреля
3. Обобщающе-результативный этап
Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков 23-24 апреля
4. Презентация проекта Представление результатов 24 апреля
План мероприятий
№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие»
Физкультминутки: «Мама. папа я –спортивная семья.», «Семья», «Дом», «Семейная зарядка», «Бабушка», «Брат», «Папа», «Мама и дочь», «Мамам дружно помогаем», «Мама», «Мамин праздник».
Подвижные игры: «Кувшин доброты», «Найди свой домик», «Мяч соседу», «Ровным кругом»
Игры-соревнования: «Маленькие помощники», «Кому это нужно?», «Ласковое слово», «Наша дружная семья», «бабушкины внуки», «Помоги маленькому брату (сестре) убрать игрушки»
Пальчиковая гимнастика «Наша семья», «Пальцы – дружная семья», «Наша бабушка», «Кто живёт у нас в квартире?», «Семейная зарядка».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
2. «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры: «Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Инструменты», «Если я тебе…» «Да-нет», «Кто старше?» «Кто младше?», «Четвертый лишний», «Полезно-вредно», «Поймай – назови», «Запомни картинки», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Что делали, покажем», «Угадай по описанию». «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Строим дом», «Дочки-матери», «День рождения», «Маленькие помощники».
Строительная игра «Дом для моей семьи».
Настольно-печатные игры: «Собери открытку», «Кому, что нужно для работы?».
Беседы: «Какой я?», «Мы разные», «Моя семья», «Что означают наши имена?», «Семейный праздник – День рождение», «На кого ты хочешь быть похож».
3. «Познавательное развитие»
Тематические беседы:
«Моя семья», «Знакомство с профессиями родителей», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»,
НОД «Моя семья».
Викторина «В какой сказке встречаются семьи».
Рассматривание фотографий членов семьи, родственников.
4. «Речевое развитие»
Словесные игры: «Составь свою семью», «Один-много», «Образуй новое слово», «Продолжи предложение», «Вспомни пословицу».
Творческое рассказывание: «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома»;
Ситуативные беседы, свободное общение: «Выходной в моей семье», «Как мы отдыхаем»
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Ознакомление с художественной литературой: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди», «Айога», рассказы Л. Н. Толстого; стихи, пословицы, поговорки, загадки, чтение стихов Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой» «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; разучивание стихов «Семья», О. Чусовитина «Самый лучший!», загадывание загадок, словотворчество.
5. «Художественно-эстетическое развитие»
Мастер-класс (рисование) «Моя счастливая семья».
Мастер-класс (пластилинография) «Цветы для мамы и бабушки»
Мастер-класс (аппликация из природного материала) «Подарок маме»
Конструирование: «Цветочек для бабушки» (из счётных палочек, «Самолет построим сами…».
Слушание музыкальных произведений: слушание музыки и песен о семье.
Работа с родителями:
Рекомендовать родителям:
- стимулировать желание детей больше узнать о членах семьи;
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- рассказать детям о семье, о близких родственниках называя их по имени отчеству и рассказывая, кем они приходятся ребёнку, где и кем работают
- совместный просмотр мультипликационных и художественных фильмов о семье («Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», ««Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка» и пр.)
Оформление информационного материала об истории праздника «Моя семья».
Составление родителями генеалогического дерева «Моя родословная».
- побеседовать с детьми на темы: «Моя семья», «Кем работают родители», «Зачем нужна семья?», «Мама (папа, бабушка) маленькой была»
- разучить с детьми стихотворения по теме;
Предложить принять участие:
- в составлении генеалогического древа
- в творческой выставке рисунков и поделок «Моя семья», в выставке «Золотые руки мамы»
Привлечь родителей к участию в книжной выставке.
Консультации: «Поговорим с ребенком о семье», консультация «Духовно-нравственное воспитание», «Права и обязанности в семье».
Беседа «Семейные традиции»
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
5. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Старшая группа. – М. : ЦПО, 2015.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
8. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
9. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
10. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.
12. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru
www.maam.ru/. /integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html
Материально-технические ресурсы:
- литературный материал;
- наглядный и демонстрационный материал;
- материалы для продуктивной деятельности;
- картотеки игр, физкультминуток;
- выставка рисунков и поделок;
- аудиотека;
- компьютер;
- принтер;
- создание условий для проведения мероприятий
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект должен создать благоприятные условия для формирования у детей понятие «семья», представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, обогатить детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.
2. В ходе подготовки и реализации проекта :
сформированы и обобщены знания и представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи;
формируются представления об семейных традициях и праздниках, укрепляются семейные ценности на основе изучения прошлого членов своей семьи;
создаётся эмоционально благополучная атмосфера дома, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения.
реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
повысился уровень социальной компетентности дошкольников;
активизирован словарь, пополнился словарный запас дошкольников;
сформированы творческие детско-родительские отношения;
укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.