Виктория Чаевская
Проект «Мы с хорошей сказкой не разлучны»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. К большому сожалению, современные дети, получающие большой поток информации, чаще стали интересоваться иностранными сказками, фильмами. Забываются наши добрые русские сказки, имеющие глубинный смысл. Сказка не дает прямых наставлений детям - слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Публикация «Проект „Мы с хорошей сказкой не разлучны“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Проблема:
Совместно с родителями дети нашей группы принимали участие во Всероссийской викторине «Знатоки сказок», по результатам которой выяснилось, что у многих участников есть проблемы в назывании основных героев сказок, также не всегда правильно дети могут рассказать, чему учит данная сказка, давать оценки поступкам героям. Большинство родителей сознались, что перестали читать детям наши добрые сказки,а стали заменять чтение просмотром современных мультфильмов,которые, на мой взгляд, искажают первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Цель проекта:
Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Формировать целостную картину мира, умение осознать свои поступки через чтение народных сказок.
Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений (волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота -хитрость, и правил доброй, совестливой жизни.
3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.
Развивающие:
1. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
2. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
3. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
4. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
2. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
План реализации проекта:
Подготовительный этап(2дня):
педагог-подборка, изучение материала по данной теме. Цель:вхождение в проблему, принятие задач и целей.
родители - анкетирование. Цель:выявить, какие нравственные аспекты больше всего волнуют.
дети - организация выставки «Мои любимые книги»Цель:вхождение в проблему, дополнение задач детьми.
Основной этап(1 день):
Педагог-знакомство с русскими народными сказками. Цель:знакомство со спецификой русских сказок.
Родители - совместное с детьми посещение библиотеки. Цель:знакомство с видами сказок.
Дети - викторина «В мире много сказок».Цель:формировать умение называть и различать героев сказок.
Основной этап(2 день):
Педагог-беседа по сказкам «Сказка-ложь, да в ней намёк…».Цель:уточнить виды сказок, чему учат.
Родители - изготовление костюмов для инсценировок народных сказок. Цель:развитие творчества, привлечение к участию в жизни группы.
Дети - посещение этнологического музея «Искра».Цель:знакомство с бытом родного народа через сказки.
Основной этап(3 день):
Педагог - составление картотеки «Виды сказок».Цель:обогащение предметно-развивающей среды группы.
Родители - совместное изготовление книги «Сказка на выбор. Цель:развитие совместного творчества детей и родителей.
Дети - изготовление масок-оригами. Цель:развитие творческих способностей, воспитывать чувство уважения к результатам своего и чужого труда.
Основной этап(4 день):
Педагог-презентация «Добро и зло в русских сказках».Цель:помочь детям в усвоении духовно-нравственных категорий.
Родители - инсценирование сказки с масками-оригами «Заюшкина избушка».Цель:укрепление взаимодействия с семьёй по вопросам нравственного воспитания.
Дети - «Нарисуй любимого героя сказки».Цель:развивать творчество, воображение, умение отражать в рисунке виды сказок.
Заключительный этап(5 день):
Театрализованное представление «Каша из топора» с привлечением родителей, педагогов дополнительного образования. Цель:развитие умения взаимодействия детей со взрослыми, развивать творческий потенциал детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на народные сказки.
В ходе проведения заключительного этапа возникла новая проблема:раскрепощение детей, обыгрывание взятой на себя роли на более высоком уровне.
Предварительная работа:
консультация для родителей «Воспитание характера ребёнка сказкотерапией», выставка книг «Русские народные сказки», подбор иллюстраций по сказкам, дидактические игры «Добрый - злой», «Какого героя костюм?», «Подбери пару», «Из какой сказки герой?», рассматривание костюмов в театральных постановках, посещение театров «Тирлямы», «Пуговка».
Оценка результатов проекта:
Дети - различают и называют виды сказок, могут оценить поступок героя, обыграть взятую на себя роль, творчески подходят к изготовлению атрибутов для инсценировок.
Родители - гордятся достижениями своих детей, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, стараются ежедневно читать с детьми по вечерам.
Педагоги - освоили новые формы и методы по организации работы с семьёй в вопросе воспитания нравственных качеств личности ребёнка, создали условия для включения детей в различные виды деятельности.
Список используемой литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. – М, Мозаика-синтез,2014
2. Белобрыкина О. А. «Сказка-ложь, да в ней намёк…»// Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М,2011
3. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей. - М,2012
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. - М, ТЦ «Сфера», 2001
5. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб, «Детство-пресс», 2008.