Алия Балпеисова
Проект «Мы — правнуки Великой Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Публикация «Проект „Мы — правнуки Великой Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Всё дальше в историю уходят годы самой жестокой войны двадцатого столетия – Великой отечественной войны 1941-1945 г. г., но не меркнет величие подвига, совершенного нашим народом.
Мы всегда будем помнить, какой ценой далась нам Победа. В России нет семьи, которую не опалило бы огненное дыхание смертельных боев, которая без потерь и лишений прожила те суровые годы. Мы в неоплатном долгу перед ветеранами, тружениками тыла, всеми, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, проявив массовый героизм, мужество, беззаветную любовь к Родине. Самоотверженное служение Отчизне будет вечно служить ярким примером для всех последующих поколений граждан нашей страны. Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать дошкольникам, подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг и ниоткуда.
В связи с этим и был разработан информационно-творческий проект для воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Актуальность проекта в том, что в настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях являются приоритетными.
Основная идея проекта - это формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями. Мы хотели у детей сформировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям.
Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Продолжить формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.
Задачи:
• Познакомить детей с основными событиями Великой Отечественной войны.
• Дать детям представления о героических подвигах воинов во время войны, о том, как народ чтит их память.
• Углубить представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы.
• Познакомить с боевой техникой разных родов войск.
• Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
• Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой Славы, увековечившим героические события нашего народа.
• Сформировать мнения о недопустимости повторения войны.
• Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
• Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны, к воинам-победителям, воинам-освободителям.
• Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
• Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти наших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам.
• Воспитывать патриотические чувства.
• Развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение, память.
Участники проекта : дети средней, старшей, подготовительной группы МБДОУ Детский сад «Золотое зёрнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок проведения: 2 месяца, с марта по май.
Тип проекта : информационно-творческий.
Ожидаемые результаты:
• Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины, о празднике Победы.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми.
Содержание работы над проектом по этапам :
1-й этап: организационный
Формы работы Задачи
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
(Дети не знают о стойкости народа и героизме воинов во время Великой Отечественной войны, не знают памятники боевой славы в Самаре и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны).
Выявление проблемы
Постановка и определение целей и задач проекта. Определение целей и задач
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений. Обобщение опыта.
Составление плана работы по
реализации проекта «Мы правнуки твои, Победа!» Планирование работы всего проекта.
Создание творческой группы в помощи реализации проекта : родители, дети,
сотрудники детского сада. Создание условий для творческой работы группы. Решение родителей о принятии участия в проекте.
Систематизация и оформление дидактических и наглядных материалов в соответствии с планом проекта. Подбор пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений, музыкальных произведений, репродукций картин. Повышение уровня заинтересованности детей и родителей в совместной образовательной деятельности, используя наглядный материал.
Создание слайд – программы: «Никто не забыт – ничто не забыто!» (Памятники боевой славы)
Повышение уровня заинтересованности детей в совместной образовательной деятельности.
Создание презентации в формате Microsoft PowerPoint проекта «Этот славный День Победы».
Повышение уровня заинтересованности детей в совместной образовательной деятельности.
Привлечение родителей к оформлению плаката и газеты, посвященных Дню Победы : «Мы гордимся нашими ветеранами!».
Заинтересованность родителей в совместной образовательной деятельности.
Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей с иллюстрациями и стихами, посвящёнными Дню Победы Повышение уровня заинтересованности родителей в совместной образовательной деятельности.
Оформление стенда «Мы – правнуки славной победы». Использовать фотографии, письма, награды родственников воспитанников. Повышение уровня заинтересованности детей и родителей в совместной образовательной деятельности.
Подготовка цикла бесед о ВОВ:
«На передовой!»
«Решительный бой»
«Салют Победы»
«Бомбежка, авианалет, блокада»
«Медицинская служба»
«Партизаны»
«Дети войны»
«Помощь тыла»
«Вещи войны»
«Взятие Берлина»
«Парад ПОБЕДЫ»
Повышение уровня заинтересованности детей в совместной образовательной деятельности.
2-й этап: практический
Беседы:
«Вставай, страна огромная!»,
«Почему война называется Великой Отечественной войной?»,
«Что такое героизм?»,
«О подвигах и мужестве воинов в Великую Отечественную войну»,
«Рассказ о А. Матросове и его подвиге»,
«Города-герои»,
«Ордена и медали»,
«Георгиевская лента – символ Дня Победы»,
«Они сделали Победу Великой» (О полководцах,
«Беседа о самоотверженном труде советских людей в тылу»,
«Как армия охраняет нашу страну в мирное время?»,
«Пусть войны не будет никогда!»,
«Памятные места нашего города».
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме.
Речевое общение, художественная литература:
Карасёв Е. «Город-герой»
Митяев А. «Почему Армия всем родная», «Землянка»
Чернявский М. «Огненная баллада»
Баруздин С. «Шёл по улице солдат»
Благинина Е. «Шинель»
Александрова З. «Дозор»
Кассиль Л. «Памятник советскому солдату», «Твои защитники».
Алексеев С. «Идёт война народная», «От Москвы до Берлина»
Черникова И. «Награды Родины»
Разучивание стихов, пословиц.
Выставка книг о войне.
Просматривание презентации «Детям о войне»
Рассматривание открыток «Города герои».
Оформление стендов ко Дню Победы.
Познакомить детей с произведениями о ВОВ, расширить знания о военных профессиях и истории. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Формировать образ Родины через использование художественной литературы. Использовать художественные произведения для формирования представлений о войне, армии, победе.
Познавательное развитие - ОД:
«Этот день мы приближали, как могли».
«Дети войны».
«Наша Армия!», «Защитники Отечества»
Интегрированное занятие «Песни фронтовые».
Занятия познавательного цикла:
«Герои, которые ковали победу в тылу».
Составление рассказов на тему: «Кем бы я хотел служить в Армии».
«Чем прославился наш город во время войны».
Формировать представления детей об армии, о героях Великой Отечественной войны, о своих прадедушках и прабабушках, прошедших войну, расширять кругозор детей.
Расширять знания детей о памятном месте с. Нежинка, улицах, названных в честь героев ВОВ.
Обогащать словарный запас детей.
Музыка:
Слушание музыки и разучивание песен:
Старокадомский М. «Марш Победы»,
Тухманов Д. «День Победы»,
Филиппенко В. «Вечный огонь», «Наша армия сильна»,
Агапкин В. «Прощание славянки»,
Муз. М. Блантера, слова М. Исаковского «Катюша»,
Муз. Тиличевой, слова Л. Некрасовой «День Победы»,
Муз. Протасова, слова Е. Шкловского «Ты не бойся, мама»,
Муз. Мурадели, слова С. Богомазова «Мир нужен всем!»,
Муз. М. Протасова, слова В. Степанова «Сегодня Салют!».
Разучивание танца «Яблочко».
Познакомить детей с песнями о войне, Победе.
Использовать музыкальные произведения как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Учить выразительному пению.
Изобразительная деятельность:
Рисование на темы: «Застава», «Солдат на посту», «Вечный огонь», «Памятник героям Победы», «Салют солдату-победителю», «Мы за мир!». Оформление выставки детских рисунков «Нам не нужна война»
Аппликация на темы: «Ракета», «Летят самолёты», «Матросы с сигнальными флажками», «Парад», «Цветы к вечному огню», Георгиевская ленточка».
Лепка на тему: «Пограничник с собакой», «Пушка», «Самолет», «Танк».
Конструирование: «Военная техника».
Рассматривание репродукций
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»,
А. Лактионов «Письмо с фронта»,
«Окраина Москвы».
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»
Е. В. Вучечич «Воин – освободитель»
Развивать наблюдательность и интерес к истории Родины.
Учить передавать в рисунках свои эмоции и чувства.
Развивать мелкую моторику.
Пробудить уважение и интерес к ветеранам ВОВ.
Закрепить знания детей о военной технике и военных профессиях.
Развивать детское творчество.
Игровая деятельность:
Д/и «Разведчики».
Спортивные игры, эстафеты, состязания, прохождение лабиринтов:
«Полоса препятствий»,
«Неприятель в море»,
«Сбей вражеский танк»,
«Самолёты на защите мирного неба»,
«Мы моряки»,
«Доставь донесение в штаб»,
«Пограничники»,
«Танкисты»,
«Мы военные»,
«Боевые ученья»
«Морской бой»
«Часовой»»
«Зарница»,
«Госпиталь»,
«Полевая кухня»,
Конкурсы:
«Военные ученья в лесу»,
«Уложи рюкзак», «Сложи поленья для костра».
Сюжетно ролевые игры «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «На границе».
Проведение тематического физкультурного занятия «Мы будущие защитники Родины».
Прививать желание подражать защитникам Отечества.
Развивать у детей ловкость, смелость, решительность, выносливость и быстроту.
Формировать первичные представления о военных профессиях, развивать игровую деятельности детей, формировать патриотические чувства.
Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Досуги и развлечения:
Военно-спортивные развлечения:
«День победы»,
«Победа будет за нами».
Командные эстафеты.
Слушание и инсценировка песен военных лет.
Викторины:
«Есть такая профессия – Родину защищать!»,
«Детям о героях войны»
Развивать игровую деятельности детей, формировать патриотические чувства.
Творческая деятельность:
Сбор иллюстративных материалов.
Оформление стенда с фотографиями, медалями, орденами «Слава воинам – победителям»
Создание альбомов «Они защищали нашу Родину», «Боевые награды», «Дети и война», «Мир глазами ребёнка», «Нет – войне!».
Высказывание детей о войне.
Изготовление сувениров, открыток для ветеранов Великой Отечественной войны.
Развивать творческую деятельность детей, желание принимать непосредственное участие в реализации проекта.
Работа с родителями:
Консультация «Растите детей патриотами».
Содействие педагогам в сборе информации, создании фотовыставки, беседы с детьми о войне.
Создание газет «Этих дней не смолкнет слава! Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»
Рассматривание боевых наград в семьях воспитанников.
Посещение музеев и выставочных залов с детьми, посвящённых военной тематике.
Участие вместе с взрослыми в шествии к Вечному огню, возложение венков, цветов.
Конкурс рисунков совместно с родителями «Мы - правнуки славной победы с серией рисунков : моя семья, мой дом, моя страна» Поклонимся великим тем годам!»
Заинтересовать родителей, как участников проекта, ориентировать на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
3-й этап: итоговый
Праздник «Этих дней не смолкнет слава».
Реализация проекта показала свою эффективность:
• Дети узнали об истории через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
• В группе создан уголок Славы, где собраны материалы о Великой Отечественной войне.
• Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
• Они познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, владеют словарным запасом по данной теме: у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, победители.
• Также они имеют представление об истории памятных мест родного города Самары.
• Дети испытывают уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны и чувство гордости за свой народ.
Используемая литература:
Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.
Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.
Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». Творческий центр. М. 2011.
Морозова И. Л., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет». Мозаика – синтез. М. 2007г.
Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.