Екатерина Бовина
Проект «Мы познаем мир — в стране электричества» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Мы познаем мир – в стране электричества»
Возраст детей : 5 – 7 лет
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий краткосрочный групповой.
Продолжительность проекта : с 1 февраля по 31 марта 2021 года
Участники проекта : дети старших групп, педагоги и родители.
Публикация «Проект „Мы познаем мир — в стране электричества“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Актуальность темы: На нашем жизненном пути встречается много предметов связанных с электричеством, а как на доступном дошкольнику уровне рассказать об электрическом токе, о том, почему и какую опасность он представляет, и о мерах предосторожности при обращении с электроприборами. Недостаточная осведомленность детей о правилах использования электричества приводит к значительному риску электротравматизма.
Проектная деятельность позволяет создать условия ежедневного стимулирования познавательной активности ребенка в рамках его ведущей деятельности – игры; в игровой форме познакомить детей с такими сложными понятиями как электроэнергия, свет, лучи, электрический ток, тепло, электроприборы, электростанция, экономия электроэнергии, бережливость, безопасность при обращении с электроприборами. Самое главное – дети смогли по-новому посмотреть на окружение вокруг себя и задуматься над тем, что наши каждодневные действия тоже влияют на окружающую среду, и научиться экономить ресурсы. Ну, а взрослые – педагоги и родители, бабушки и дедушки искали пути экономии электроэнергии в детском саду и дома. Проект был разработан таким образом, чтобы охватить все образовательные области ФГОС ДО.
Цель проекта : формирование у детей представлений об электричестве и правилах электробезопасности
Главные вопросы проекта
1. Откуда в детском саду появляется свет?
2. Что такое электричество?
3. Как древние люди жили без электричества?
4. Что такое энергия?
5. Почему нужно экономить энергию?
6. Как мы может экономить энергию?
Задачи проекта :
• Познакомить детей (на доступном уровне) с понятиями энергия, электричество (природное и искусственное, с солнечными батареями и ветряками как источниками альтернативной энергии.
• Провести опросы детей и родителей «Откуда в детском саду свет?»
• Формировать у детей и родителей чувство ответственности за природу ближайшего окружения, навыки ресурсосбережения.
• Создать условия для реализации и поддержки детской инициативы, сотворчества детей и взрослых.
• Обсудить проблему экономии электроэнергии в детском саду.
• Обсудить с детьми проблему отходов от электрических приборов, провести акции «Сохрани природу - сдай батарейку!».
• Организовать сотрудничество с семьями (исследование домашних электроприборов, сбор и создание экспонатов для мини-музея, участие в акции).
• Установить партнерские отношения с организацией, которая собирает батарейки.
• Закрепить правила безопасного поведения с электроприборами в быту.
Ожидаемый результат: Создание проекта по формированию четкого представления об электричестве и электроприборах позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами и электричеством в целом.
Продукт проекта : Создание мини-музея электричества
Работа с родителями: Консультация «Электричество и безопасность детей»; Консультация «Безопасно ли электричество»; Консультация «Что же такое бросовый материал»; Консультация «Вредные бытовые отходы»; Консультация «Электрический конструктор в домашних играх с детьми»; Памятка «Родители! Запрещайте детям!»; Памятка «Безопасное электричество дома»; Памятка «Бытовой электротравматизм»; Плакат «Дом электричества»; Фото выставка «Бытовые электроприборы»; Выставка рисунков «Где живет электричество»; Акция «Электроприбор из бросового материала»; Акция «Сохрани природу – сдай батарейку»; Выставка рисунков «Земля в руках электричества»
Наша работа в рамках проекта
• Выполняли аппликацию свечи, лампочки, пылесоса, праздничной электрической гирлянды и знака «Осторожно: розетка», рисовали лампочки карандашами и акварелью, рисовали электрических скатов и молнии, пластилин графией закрашивали электроприборы, собирали электрические цепи, изготавливали ноутбук из коробки от конфет, люстру из пластиковых бутылок, настольную лампу из пластиковой бутылки от молока, ветряки из картона, разрабатывали вариант дома с солнечной батареей, построили город на солнечных батареях из конструктора, построили ветряную станцию из конструктора.
• Провели творческие занятия: «В нашем доме красота», «Праздничные электронные цепи», «Веселые приборы», «Берегите свет», «Лампочка», «Берегите электричество»
• Вместе с родителями обсуждали проблему и высказывали свои точки зрения, ставили вопросы, на которые будем находить ответ.
• Получали электричество опытным путем «Электричество в волосах и одежде»
• Проводили опыты с воздушными шарам, с лоскутками ткани и пенопластовыми шариками, с фольгой и с плоской расчёской, батарейкой.
• Изучали историю возникновения электричества, провели занятие «Путешествия в прошлое лампочки"
• Провели познавательные занятия : «Мир электричества»; «Волшебное электричество»; «Электроэнергия – наша помощница. Экономим электричество»; «Электричество и его домики»; «Берегите электричество»; «Электричество в природе».
• Создали в группе мини-музей электричества.
• Прошел мастер-класс по изготовление настольной лампы из бросового материала
• Провели выставку «Домики для хранения электричества»
• Придумали и построили город своей мечты
• Провели беседы «История света»; «Правила безопасного обращения при работе с электроприборами», «Это волшебное электричество», «Электроприборы могут быть опасными», «Электричество в природе», «Электрический скат», «Что такое молния», «Откуда свет в дом пришел?», «Осторожно – электроприборы», «Осторожно – пожар!»; «Ненужные предметы»; смотрели и обсуждали презентации «История электричества», «Электричество - друг или враг», «Электричество»
• Провели игру-беседу «Что такое молния?»
• Играли в дидактические игры «Можно – нельзя», «Что здесь лишнее», «Будь внимательным», «Собери картинки», «Для чего это нужно?», «Древность, старина современность», «Один – много», «Расскажи для чего?», «Подбери признак», «Большой – маленький – еще меньше», «Ты мне, я тебе», «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?», «Сколько их?», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что будет?», «Продолжи предложение», «Веник или пылесос – это хорошо или плохо», «Отгадай-ка», «Закончи фразу», «Отгадайте», «Назови одним словом», «Спор электроприборов», «Идем в гости», «Ждем гостей»; подвижные игры «Мы – электроприборы», игры с вертушками, проводили пальчиковую гимнастику.
• Провели занятие знакомство с электрическим конструктором «Знаток», занятие по конструированию с использование электрического конструктора «Знаток».
• Читали и обсуждали добрые и поучительные сказаки: П. Игнатьева-Крук сказка «Дядюшка Ток», Т. Флух сказка «Как Лиса и Волк узнали про электричество», А. Усачев "Как Соня научилась разговаривать»
• Читали и заучивали стихи про электричество
• Разбирали и учили стихотворные правила безопасного обращения с электричеством
• Разгадывали загадки и проходили тесты на знания правил электробезопасности : «Электричество на улице», «Домашнее электричество»
• Провели экологические акции «Сохрани природу – сдай батарейку», «Электроприборы из бросового материала»
• Рассматривали плакаты, иллюстрации, фотографии, изучали электроприборы.
• Изучали как используются электроприборы и источники света дома и в детском саду.
• Проверяли, всегда ли выключается свет в группе и в детском саду, когда он не нужен и разместили по саду таблички «Выключите свет».
• Просмотрели компьютерную версию материалов комплекта «Юные экологи Москвы» : «Где живет электричество?», «Что такое молния?», «Как экономить электроэнергию?»
• Выполняли домашнее задание («Поделка для мини-музея из вторичных материалов», «Как работают ваши электросчетчик и бытовые электроприборы»)
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Выбор темы, опросы детей и анкетирование родителей, разработка форм сотрудничества с родителями, обсуждение с детьми и их семьями задач проекта, выбор и изготовление материалов (картинки и иллюстрации, материал для дидактических, подвижных игр, создание презентаций, подборка художественной литературы, закупка наборов (Электронный конструктор «Знаток», «Электрические цепи», Первые шаги в электронике) Найти ответы на многие вопросы нам помогла компьютерная версия материалов комплекта «Юные экологи Москвы» : «Где живет электричество?», «Что такое молния?», «Как экономить электроэнергию?»
Основной этап
Социально-коммуникативное развитие. Беседы, дискуссии, трудовая деятельность, создание мине-музея, совместная деятельность детей и родителей, проведение акции, участие в выставках. Просмотр презентаций. Наш мини-музей включил в себя экспонаты, любезно предоставленные нашими родителями и творческой группой наших детей (экспонаты – свечи, фонари, лампы накаливания, лампы энергосберегающие, лампы светодиодные, солнечные батареи, ветряки, электроприборы, счетчик, пакетник, розетка, вилка». Многие экспонаты сделали в детском саду или дома.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование, лепка, аппликация, конструирование. В ходе нашего проекта дети предлагали различные темы для изобразительной деятельности. (При этом у каждого ребенка был выбор рисовать или нет.) Например, при рассмотрении иллюстраций электроприборов Даня с Никитой решили сделать свои ноутбуки и желающие присоединились к ним, а кто не хотел мастерить, тот весь вечер рисовал ноутбуки. После проведения беседы «Природа и энергия» Маша сказала: «Давайте сделаем свои ветряки из картона и поиграем с ветром», и все поддержали ее идею. Ульяна сделала прекрасный подсвечник для нашего мини-музея. Вдохновленные ее идеей, мальчики решили собрать люстру из бросового материала. Когда мы рассказали детям о том, как работает ТЭС, Тимофей и Леша нарисовали ее, а остальные мальчики построили ее из кубиков.
Физическое развитие. В ходе проекта мы придумали различные подвижные игры, в которые играли как в группе, так и на улице, и пальчиковую гимнастику «Лампочка» На прогулке мы познакомил детей с ветряками и показал принцип их работы. После этого мы устроили соревнования с вертушками.
Речевое развитие. Чтение и обсуждение сказок, активизация новых слов в активном словаре ребенка, составление рассказов по схеме, загадок про электроприборы, поддержка и обсуждение детских идей, предложений, выстраивание гипотез во время экспериментирования, совместное обсуждение хода и результатов проектов.
Познавательное развитие. Экспериментальная деятельность, изучение электрических приборов и всех источников света дома и в детском саду, дидактические игры познавательного содержания. Например, в ходе проекта детям и родителям было дано задание познакомиться с работой электроприборов. К заданию родители отнеслись с большим энтузиазмом и даже прислали фотографии. Один папа, так вдохновился этой работай, что вместе с сыном изготовили работающий вентилятор из подручных средств в наш мини-музей.
Эксперименты с полезным электричеством привели детей в такой восторг, что они, весь вечер бегали с «волосами дыбом». Беседа «Как люди жили без электричества» вызвало у дошкольников большой интерес, они стали задавать вопросы о том, как люди жили и работали при свечах или керосиновой лампе.
Заключительный этап
Мы изготовили таблички «Выключите свет» и разместили их не только в своей группе, но и в коридоре нашего детского сада. И на этой стадии проекта мы поддерживали детскую инициативу- каждый ребенок разрабатывал для таблички свой рисунок. Завершением нашего проекта стал макет «Город мечты», для изготовления которого был использован бросовый материал. В этом городе освещение улиц и поставка электроэнергии в квартиры осуществляются при помощи энергии света и ветра. На крышах домов установлены солнечные батареи, а вдоль города стоят ветряки. В нашем городе на дорогах нет мусора, вода в водоемах чистая и прозрачная. Макет был размещен на самом видном месте в нашей группе, чтобы наши родители и посетители группы могли его увидеть и задуматься о более бережном отношении к окружающей среде.
Ресурсы, оборудования: Интернет - ресурсы, ноутбуки для просмотра презентаций.