Елена Булгакова
Проект для детей 4–5 лет «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 160»
Паспорт проекта
«Мы друзья природы»
Руководитель проекта :
Булгакова Елена Анатольевна
Тип проекта : социально-значимый
Сроки реализации: с 20.01.2022- 20.05.2022г.
Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители.
Возраст детей : 4-5 лет
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Актуальность проекта. Экологическое образование и воспитание —
чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического обра-зования и воспитания. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, со-хранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, свя-занные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в тру-довой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспи-тания детей дошкольного возраста.
Цель проекта : формирование у детей системы ценностных отношений к
природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней
Задачи:
• Формировать элементарные представления об окружающем мире.
Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
• Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а по-том на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
• Познакомить детей с правилами поведения на природе. Формиро-вать
первоначальные навыки безопасного поведения в природе, учить видеть красоту природы;
• Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства кол-лективизма и ответственность за выполняемую работу, вовлекая воспитан-ников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
• Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.
Родители:
• пропагандировать необходимость экологического воспитания до-школьников среди родителей;
• развивать совместное творчество детей и родителей;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участ-вовать в ней.
Ожидаемые результаты.
• В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе : пополнится и расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
• Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в при-роде и по её охране, у них повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и без-опасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. (животным, птицам, насеко-мым, растениям).
• Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окру-жающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хо-рошо-плохо.
Родители:
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание
необходимости в экологическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи
по экологическому воспитанию дошкольников.
• Возможность участвовать в совместных экологических проектах
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий: подборка опытов и экспериментов
«Познавательно – исследовательская деятельность», картотека дидак-тических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
5. Фотовыставки и выставки рисунков «Мой дом – природа».
6. Посадка деревьев, кустарников, цветов на участке (облагоражива-ние цветника); изготовление скворечников, кормушек;
7. Увеличение количества комнатных цветов в группе и дома; герба-рий,
оформленный в альбоме;
8. Педагогическая копилка: музыкальные записи, художественная ли-тература с познавательным материалом о природе; сборник мультфиль-мов о жизни насекомых, животных, растений.
9. Буклет «Как я помогаю природе»
10. Составить перспективный план.
Методы работы:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• наглядные;
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, сло-весные инструкции;
• технология моделирования
• релаксация;
• игровой: (сюрпризный момент, игры)
Формы работы:
• Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим ми-ром, художественному творчеству, проведение занятий-опытов.
• Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
• Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке при-роды.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем:
• консультации для родителей,
• родительские собрания,
• беседы, тематические выставки,
• смотры-конкурсы, конкурсы.
• анкетирование,
• развлечения, праздники,
I Подготовительный этап.
1. Определение цели и задач.
2. Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
3. Анализ и сбор информации из различных источников, подбор мето-дического и художественного материалов,
- фонотеки, видеотеки;
-разработка бесед, конспектов интегрированных занятий, развлече-ний, подбор художественных иллюстраций, подбор материала по данной теме, содержания проекта,
-прогнозирование результата.
4. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта, определение содержания деятель-ности всех участников проекта.
5. Разработка перспективного и тематического планирования по про-екту.
6. Создание предметно-развивающей среды.
II Основной этап реализации проекта.
• Тематические беседы: «Земля - наш общий дом», «Берегите приро-ду», «Как вести себя в природе», «Почему нужно сохранять природу». (Дать представление об экологии - что обозначает слово, что изучает.)
• «Путешествие по экологической тропе». (Закрепление знаний о де-ревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада).
• Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если бы не было де-ревьев?».
«Что было бы, если бы не было воды?». «Куда деть мусор?». (Вместе с детьми подобрать способы утилизации мусора, на основании характер-ных свойств веществ).
• Акции: «Украсим Землю цветами», «Чистый дворик», «Из отходов в доходы» (сбор макулатуры).
• Дидактические игры экологического содержания: «Времена года», «Зоологическое лото», «Родная природа», «Разрезные картинки», «С ка-кого дерева листок?», «Чей дом?», «Чей хвост, чья голова?».
• Чтение художественной литературы: В. Бианки: «Лесная газета» (главы из книги, И. Соколов-Микитов: «Весна - красна», П. Воронько «Лучше нет родного края» (заучивание наизусть, К. Ушинский «Четыре желания», Г. Скребицкий «Четыре художника». Беседы и обсуждение.
• Просмотр иллюстраций о растениях и животных родного края в книгах; репродукций картин: Левитан: «Март», Шишкин «Утро в сосно-вом бору».
• Разучивание и пение песни: З. Роот «Милая берёзонька».
• Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», С. Есенин «Белая берёза».
• Лепка: «Цветы», «Грачи прилетели», «Дед Мазай и зайцы», «Гости Мухи-Цокотухи».
• Аппликация: «Весенние ветки в вазе», «Мы вокруг берёзки встанем в хоровод», «Насекомые», «Бабочки», «Золотая рыбка».
• Конструирование из бумаги: «Скворечник».
• Рисование: «Природа ранней весной», «Нежные подснежники», «Ве-сёлые кляксы», «Люблю берёзку русскую», «Ветка черемухи», «Экологи-ческие знаки» (запрещающие)
. • Игры: «Солнышко и дождик», «Оживи картинку», «Тучка».
• Труд: Работа в природном уголке - полив, рыхление, протирание, опрыскивание и подкормка комнатных растений, посадка лука, семян овса, цветов, гороха.
Посадка фасоли в грядку на огороде участка детского сада.
• Исследовательская деятельность: «Рассматривание через лупу», «Вода, воздух, почва
• Экспериментирование: Наблюдение за ветками берёзы и тополя; за всходами посеянных семян и ростом рассады. Выяснить, какие факторы влияют на активный рост растений. Отметки в календаре наблюдений. Сравнение.
Взаимодействие с родителями:
• Анкетирование родителей.
• Консультации: «Экологическое воспитание в семье», «Природа и здоровье», «Воспитание любви к природе».
• Папка – передвижка: «Азбука поведения в природе», «Прогулки в природу», «Войди в природу другом!».
• Привлечение родителей к подготовке рассады цветов дома, к подго-товке земли в детском саду и высадке рассады на участке группы.
• Творческие семейные работы на тему «Весна-красавица».
Результат проекта :
Выставка детских рисунков «Экологические знаки».