Матвеева Татьяна Владимировна
Проект «Мы дети Галактики» для детей старшего дошкольного возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка проекта
Полное название проекта: «Мы дети галактики».
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц).
Сроки реализации проекта : 16 .03 - 12.04 2022 года
Тип проекта: познавательно -исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: старшая группа 5-6 лет
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Мы дети Галактики“ для детей старшего дошкольного возраст» размещена в разделах
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. В дошкольном возрасте ребенок познает мир, развивает свои представления об окружающей действительности. Данный возрастной период – время поиска ответов на вопросы. Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является поддержание детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Одним из основных принципов ДОО является принцип сохранения традиций и обычаев народов России, и нашего региона, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В результате беседы с детьми было выявлено, что 87% детей не имеют представления о космосе, но проявляют повышенный интерес к данной теме. Исходя из вышесказанного, было принято решение о разработке и реализации игрового творческ -познавательного проекта «Мы дети Галактики» для детей старшей группы, который поспособствует удовлетворению познавательной активности детей.
Проблема: дошкольники испытываю потребность в познавательной активности и тема «Космоса» вызывает повышенный интерес, однако возникают трудности с усвоением материала по данной теме из-за отсутствия у детей возможности самостоятельно познакомиться со средой космоса: потрогать, понюхать, посмотреть, побыть в нем.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей представлений о космосе посредством познавательно -игровой и творческой деятельностей.
Задачи проекта:
- для детей:
1. развивать у детей познавательный интерес и желание узнавать новое посредством игровой поисков -исследовательской деятельности;
3. создать условия для развития у детей коммуникативных навыков;
3. создать условия для самореализации детской познавательной и творческой активности, посредством поддержания детской инициативы и использования вариативных форм детско-взрослого взаимодействия;
4. развивать творческие способности детей.
- для педагогов:
1. определить образовательные потребности дошкольников на данном этапе развития;
2. разработать и организовать игровую, творческую и познавательную деятельности;
3. создать условия для активности родителей, посредством вовлечения в образовательное пространство ДОУ.
4. развивать у детей уважительные, доброжелательные отношения при коллективном взаимодействии;
- для родителей
1. принимать активное участие в совместной детско-взрослой деятельности в рамках проектной деятельности;
2. способствовать поддержанию детского творческого интереса к теме космоса.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: культурно-досуговое мероприятие – интеллектуальное развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: телепередача «Большое космическое приключение».
Продукты проекта:
- для детей: продукты продуктивной творческой детской и детско-родительской деятельности.
- для педагогов: портфолио проекта «Мы дети Галактики», 3-D макет «Солнечная система», авторские методические разработки.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- систематизируются представления о космосе;
- расширятся представления о профессии космонавт, о звездах и созвездиях;
- расширится словарный запас за счет ознакомления с понятиями: космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет и др;
- будет удовлетворена потребность детей в познавательной активности: дети с удовольствием будут отражать полученные знания в продуктивной и игровой деятельности. Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности. Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Для родителей
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Для педагогов:
-решение проблемы и достижение цели проекта; повышение уровня профессиональных компетенций (ИКТ, проектная деятельность, использование инновационных форм детско-взрослого взаимодействия).
Мероприятия по реализации проекта
Работа с детьми
Цель: Расширение представлений дошкольников о Космосе и Вселенной. Познавательное развитие
ООД:
«Земля - наш дом во Вселенной»
«Профессия космонавт»
Познавательные беседы:
- «Что будет, если выключить Солнце?»
- «Разве Луна умеет бегать?»
- «Почему космос черный?
- «Куда ведет млечный путь»
- «Если Меркурий самый быстрый, тогда кто самый медленный?
-«Падают ли звезды и куда они пропадают?»
- «Первый человек в космосе.»
Опытно - экспериментальная деятельность:
- «Звезды светят постоянно»
- «Солнце- источник тепла»
- «Теплый воздух спешит наверх»
- «Радуга»
- «Смена дня и ночи»
- «Смена времен года»
Конструирование:
- Конструирование ракеты из конструктора «LEGO»
- Конструирование из бросового материала «Телескоп»
Рассматривание иллюстративного материала:
Первые космонавты
Космонавты в открытом космосе
Женщины-космонавты
Космос.
Знакомство с энциклопедиями.
«Моя первая книга о космосе»
«Космос». Серия «Моя самая первая энциклопедия»
«Я познаю мир. Космос»
«Удивительный космос»
Просмотр презентаций и видеофильмов
- «Путешествие среди звезд и планет»
- «12 апреля - День космонавтики»
- «Астрономия для детей»
Речевое развитие
Чтение:
Е. Благинина «С добрым утром»
В. Степанов «Юрий Гагарин»
Г. Юрлин "Что внутри?
Рассказ "Счастливого пути космонавты»
Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"
Е. П. Левитан "Звёздные сказки"
К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Л. Талимонова "Сказки о созвездиях".
НОД:
- «Ракета летит к звездам»
- Разучивание стихотворения «Космонавт»
Словесная игра:
«Назови правильно»
«Что можно встретить в космосе»
«Доскажи словечко»
«Космический словарь»
«Что возьмем с собою в космос»
Художественно-эстетическое развитие
Оригами:
«Ракета»
Коллективная работа:
Полет в Космос»
Лепка:
«Житель с другой планеты»
Рисование:
«Звездная фантазия»
«Полет в космос»
Аппликация:
«Ракета»
Слушание музыкальных произведений:
«Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова)
«Юные космонавты» (муз. и слова Е. Пономаренко)
«Юрий Гагарин» (муз. и слова Г. Вяхиревой)
Пантомима:
«Инопланетяне»
«Мы – луноходы»
«Угадай, что я изобразил»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра:
Космическое путешествие»
Дидактические игры:
«Космические летательные аппараты»
«Построй ракету» (составление из фигур летательных объектов)
«Найди одинаковые космические корабли».
«Собери ракету».
«Фазы Луны».
«Космические лабиринты»
«Найди такую же планету»
«Правильно расставь планеты»
Настольно-печатные игры:
«Найди по контуру»
«Путешествие в космос»
«Полет в космос»
Физическое развитие
Подвижные игр на прогулке:
«Мы космонавты»
«Выше ноги от земли»
Эстафета
«Я быстрый и смелый, как космонавт»
Физкультминутки:
«Космонавт».
«Космодром».
«Ракета».
Подвижные игры:
«Ракеты».
«Космонавты».
Спортивные упражнения:
- «Запуск ракеты».
- «Невесомость»
- «Звезды и роботы»
Работа с родителями
Цель: Участие родителей в образовательной деятельности Знакомство родителей с темой проекта
Консультация:
«Как знакомить детей с Космосом»
Стендовая информация:
«Как познакомить дошкольника с Космосом»
Посещение планетария в
Музее Симбирской метеостанции
Просмотр видеороликов:
«Полет на Марс»
«Звёздный полёт».
«Земля в иллюминаторе».
Детско-родительское творчество:
Конкурс рисунков и поделок на тему «Загадочный космос»
Книгоиздательство «Загадки о космосе»
«Эти удивительные планеты»
- Составление рассказов о планетах с помощью мнемотаблиц
Описание работы над проектом
В начале каждого учебного года мы проводим опрос детей и родителей с целью выявления их интересов относительно тематического планирования. И всегда тема Космос занимает первые строчки в рейтинге самых интересных и популярных.
В преддверии празднования Всемирного дня авиации и космонавтики мы опрашивали и детей для того, чтобы выявить их интересы относительно предстоящего события. Помогает нам сделать исследование и спланировать предстоящую деятельность «Модель трех вопросов». Технология трех вопросов помогает нам наметить пути реализации проекта.
Чтобы настроить детей на новый проект, мы насыщаем развивающую среду литературой, иллюстрациями, картинками по теме. Дети с удовольствием приносили книги, энциклопедии, журналы из дома, а затем в свободной деятельности рассматривали их.
Большой интерес вызвал у дошкольников 3- D макет Солнечной системы. На самом деле макет содержит три зоны :
- макет Солнечной систем;
- макет кабины космического корабля;
- макет Космодрома
Ребята с интересом рассматривали его, общались, использовали в сюжетно - ролевой игре.
На 1 этапе мы проводили беседу «Что ты знаешь о космосе?», которая содержала общие вопросы о космосе. Анализ результатов показал, что 85% детей группе имеют недостаточные знания по теме. Это еще раз доказывает, что тема всегда актуальна.
При планировании разных видов деятельности и мероприятий для проекта, мы учитывали интересы и желания детей. Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики. Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений. Удовлетворять их запросы можно только при условии учета специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни. Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно -развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
Во время проведения основного этапа проекта мы старались разнообразить детскую деятельность. Это были и занятия, и игры, и просмотр развивающих видеофильмов и презентации с использованием мультимедийного оборудования, и конструирование, и опыты с экспериментами.
С особым интересом и увлечением дети любят проводить различные опыты и экспериментировать. С их помощью дошкольники могут увидеть разные явления, понять суть разных явлений.
Одна из задач проекта для родителей принимать активное участие в совместной детско- взрослой деятельности в рамках проектной деятельности. Дети и родители участвовали в книгоиздательстве, издали две книги «Загадки о космосе» и «Эти удивительные планеты». Семьи активно участвовали в подготовке выставки книг о космосе. Интересной находкой нашего проекта стала совместная деятельность детей и взрослых по созданию мнемотаблиц и составление с их помощью рассказов о планетах.
Так же активно семьи включились в создание поделок и рисунков для художественной выставки «Мы дети Галактики»
Работу семьи Шадриковых мы отправили на городскую выставку «Сегодня мечтатели - завтра космонавты». Эта работа стала победителем конкурса.
Логичным продолжением проекта стало совместное посещение планетария Музея метеостанции Симбирска с программой «Созвездия Северного и Южного полушария»
Мы предложили родителям и детям погрузиться в мир искусства, и это предложение было встречено с большим восторгом и желанием. Для этого был организован мастер - класс по созданию «космических работ» с использованием нетрадиционной техники рисования - губками. Получились грандиозные работы с названием «Непознанная Вселенная»
Грандиозным завершением проекта стало проведение мероприятия, развлечения «Большое космическое путешествие».
В ходе развлечения дети в игровой форме самореализовывались в интеллектуальном и физическом направлениях. Применяли свои полученные знания на практике с применением игровых технологий.
А общими выводами, к которым пришли все участники проекта, стали ответы детей и взрослых на проблемные вопрос, поставленный в самом начале всей деятельности: «Зачем человек полетел в космос?». «Узнать больше о планетах, попытаться найти живые существа, доказать могущество людей,
Почувствовать себя настоящими жителями Галактики» - так рассуждали наши дети.
Заключение
Показатели результативности реализации проекта:
За время реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Разработано: планирование проекта, оформлены сценарии мероприятий, оформлен уголок «Космонавтики» в группе и информационный стенд для родителей «Космический «привет», имеются результаты продуктивной деятельности (макеты, рисунки и пр.).
2. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о космосе, повысилась познавательная активность.
Список источников
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. В. Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
3. Г. Б. Голуб, Е. А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.
4. Г. А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.
5. К. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.
6. М. В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.
7. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 2003г.