Ирина Гриднева
Проект музыкального руководителя «Песенки и музыка из мультфильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Факультет психологии и специального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА (проект)
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Система коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
По теме:
Публикация «Проект музыкального руководителя „Песенки и музыка из мультфильмов“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Формирование познавательных интересов и действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе проведения проектной деятельности "Песенки и музыка из мультфильмов"
Выполнила:
Гриднева Ирина Владимировна, музыкальный руководитель
СП д/с "Лучик"
г. о. Кинель
Самара 2020
Организация проведения исследовательского мини - проекта с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста «Музыка и песенки из мультфильмов»
Актуальность
Современный мир отличается разнообразием во всех сферах жизни. Мы, взрослые, имеем право выбора, умеем отличать хорошее от плохого, качественное от подделки. Наши дети, к сожалению, больше знакомы с героями зарубежных мультфильмов, чем с любимыми нами Крокодилом Геной и Чебурашкой, Незнайкой или дядей Фёдором из Простоквашино. У детей дошкольного возраста с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов,познавательных интересов, способов умственной деятельности, словарного запаса, фразовой и связной речи, знаний об окружающем мире. Это говорит о необходимости коррекционно-развивающей работы по расширению и обогащению представлений детей об окружающем мире музыки и развитию их речи.
Проблема исследования
Возникает противоречие между требованиями ФГОС дошкольного образования в отношении старшего дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточным уровнем сформированности у них музыкальных познавательных интересов и способностей.
Цель проекта : формирование музыкальных познавательных интересов и действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе проведения исследовательского мини проекта.
Задачи:
• образовательная – познакомить детей с музыкальными произведениями и биографией В. Я. Шаинского, автора любимых детских песен
• коррекционно-развивающая – развить вокально-хоровые и музыкально-ритмические исполнительские навыки, музыкальную активность и творческую способность детей
• воспитательная – воспитать интерес и любовь к детским отечественным песням и музыкальной культуре, воспитать чувство коллективизма и ответственности
Вид проекта : краткосрочный
Сроки проведения проекта : 14 дней (10.03 -24.03)
Место проведения проекта : ДОУ
Участники проекта
- муз. руководитель;
- дети в возрасте от 5 до 6 лет;
- учитель-логопед, - воспитатели
- родители (законные представители);
Педагогический проект : организация и проведение исследовательского мини – проекта с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста: «Музыка и песенки из мультфильмов»
Этапы выполнения проекта Задачи Мероприятия и механизм их реализации. Ожидаемые результаты
I этап – подготовите-льный
1. Выявить уровень сформированности у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста знаний о музыкальных познавательных интересах.
2. Изучение психолого – педагогической и нотной литературы по теме проекта.
3. Выявить уровень готовности родителей к проведению исследовательского мини-проекта с детьми.
4. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по теме проекта.
5. Определить цель и задачи проекта. 1. Проведение диагностики уровня сформированности у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста знаний о музыкальных познавательных интересах.
2. Поиск информации в интернет источниках, анализ психолого – педагогической и нотной литературы.
3. Проведение анкетирования родителей по теме "Какие мультфильмы вы смотрите с детьми дома?"
4. Составление перспективного плана с определением этапов работы, подбором приёмов и методов.
1. Выявлен уровень сформированности (средний, низкий, очень низкий) у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста знаний о музыкальных познавательных интересах.
2. Изучена психолого – педагогическая литература по теме, подобраны интернет – источники, аудио и видео материалы, определен объём знаний, который необходимо сформировать по теме у данной категории детей.
3. Выявлен уровень готовности родителей (высокий, средний, низкий) к проведению исследовательского мини-проекта с детьми.
4. Разработан перспективный план, определены три этапа и их содержание. Подобраны методы, формы и приемы.
II этап - практический
1. Реализация задач проекта.
2. Провести запланированные мероприятия. 1. Чтение книг и стихов по сюжетам мультфильмов, изучение творчества композитора В. Шаинского.
2. Изучение соответствующего материала на занятии по развитию речи с учителем - логопедом.
3. Проигрывание музыки и песен в группах в режимных моментах, на физкультурных занятиях, с педагогом – психологом.
4. Просмотр мультфильмов, ознакомление с персонажами.
5. Пересказ содержания увиденного и услышанного
6. Разучивание полюбившихся песен.
6. Проведение конкурса на лучшее исполнение песни.
7. Конкурс рисунков персонажей по мотивам просмотренных мультфильмов.
7. Совместная работа детей и родителей по изготовлению игрушки - персонажа в домашних условиях.
8. Концерт для родителей "Давайте петь вместе" (все участники проекта) Расширились знания детей.
Обогатилась фразовая и связная речь детей по данной теме.
Режимные моменты дополнились соответствующим настроением.
Пополнился и уточнился словарный запас.
Пополнился песенный репертуар детей.
Сформировано умение фиксировать результаты работы с помощью рисунка и поделки.
Сформировано умение работать совместно со взрослыми.
Пополнился песенный репертуар детей и взрослых.
III этап – результа-тивный
1. Подвести детей к необходимым выводам.
2. Оформить полученные детьми знания в виде рисунков, поделок, выступлении на концерте.
3. Проведение итоговой диагностики, выявляющей уровень сформированности знаний, умений по теме проекта.
4. Оформить результаты проведения педагогического проекта документально. 1. Проведение итогового занятия по теме «Угадай мелодию»
2. Оформление выставки рисунков, защита проекта по данной теме.
3. Итоговая диагностика участников проекта по выявлению уровня сформированности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста знаний по теме "Музыка и песни из мультфильмов" (в форме беседы, индивидуально)
4. Оформление материалов педагогического проекта в форме документа word. 1. Знания детей обобщены, систематизированы, закреплены.
2. Организованы выставки, проведено итоговое занятие по теме «Угадай мелодию»
3. Выявлен средний уровень сформированности знаний и умений детей по данной теме в ходе итоговой диагностики.
4. Результаты проведенного педагогического проекта оформлены в виде итоговой работы на курсах повышения квалификации по теме "Музыка и песни из мультфильмов"
Виды педагогической помощи ребёнку с ОВЗ.
Обучающая Планирующая, организующая, направляющая Стимулирующая
1. Рука в руке 2. Показ действия 3. Сравнение двух объектов с целью нахождения общего и различий. 4. Подбор синонима 5. Описание объекта, который называется непонятный для ребёнка словом 6. Показ образца
Выполнения 7. Сопряжённое проговаривание 8. Отражённое проговаривание (вслед за вами) 1. Наводящий вопрос 2. Использование разного вида наглядности (аудио, видео, картинки, предметы) 3. Указание на использование определённого маркера, инструментария, оборудования. 4. Повтор задания 5. Разложение задания по шагам 6. Сокращение объёма заданий 7. Работа в паре с ребёнком без ОВЗ 8. Приложение предметной картинки к сюжетной
1. Сравнение с рисунком, поделкой друга, за которым он тянется 2. Напоминаие, что это подарок для близкого 3. Похвала, одобрение 4. Соревновательный момент
Заключение
В результате проделанной работы, дети проявляют интерес к песенному репертуару, предложенному музыкальным руководителем. Весёлые песенки используют в подвижных играх. Колыбельная песенка применяется в игре с куклами. Дети проявляют интерес к персонажам мультфильмов, инсценируют небольшие сюжеты, а также используют полученные речевые навыки (песенки, потешки).
Они правильно называют героев мультфильмов, описывают содержание мультфильма, отвечают на вопросы о ходе действия, умеют через театрализованную деятельность передать небольшие сценки, сотрудничают в группе детей и выполняют совместную работу со взрослыми.
Таким образом, очевидно, что развитие речевой и эмоционально -личностной сферы старших дошкольников с ОВЗ с использованием песенного творчества и мультипликации является залогом успешной социализации и адаптации в будущем.
Литература
1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.
2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 2000 г. – 180 с.
3. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.
4. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,2001.
5. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. Д. Марковой. М. ,2004.
6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. М. : Просвещение, 2002.
7. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
8. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983
9. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)
10. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40
11. Интернет-ресурсы.