Алёна Леканцева
Проект музыкально-логопедического кружка «Музыкальная логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Проект музыкально- логопедического кружка
Информационная часть программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Публикация «Проект музыкально-логопедического кружка „Музыкальная логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Форма реализации программы: фронтальная.
Возрастная направленность: старшая группа.
Продолжительность программы: один год.
Руководители :
Музыкальный руководитель –Леканцева Алёна Валентиновна,
Учитель- логопед- Любавская Дарья Михайловна
Пояснительная записка.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю. Продолжительность занятия от 20 до 30 минут, так как занятия являются интегрированными. Количество часов, на которые рассчитана программа, (в т. ч. количество часов для проведения занятий, мониторинга) составляет 16 часов в год. Тема используется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры; песни и стихи, сопровождаемые движениями; двигательные упражнения; несложные танцы. Музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Цель: Преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
Задачи: 1. Способствовать всестороннему развитию детей.
2. Развивать чувство ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, а также развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление; развивать слуховое внимание, зрительную и музыкальную память; расширять лексический запас, развивать плавное дыхание, голос, умеренный темп речи и её выразительность. Развивать чувство коллективизма, коммуникации и контроля, произвольное внимание.
3. Закреплять навыки речи детей с движением, совершенствовать общую мелкую моторику.
4. Учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.)
5. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
• Сформированы:
а) умения выполнять движения в соответствии со словами;
б) знания по лексическим темам,
в) Сформированы правильное речевое и физиологическое дыхания.
• Присутствует :
а) способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
б) Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
в) Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
г)Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
д) расширение словарного запаса по лексическим темам.
• Улучшены результаты диагностик развития речи.
Взаимодействие с родителями:
индивидуальные консультации;
тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
информирование о результативности работы;
анкетирование;
открытые занятия.
Использование наглядного материала:
1. Иллюстрации и репродукции.
2. Дидактический материал.
3 Игровые атрибуты.
4. Музыкальные инструменты.
5. Аудио - видеоматериалы.
6. Техническое оснащение занятий.
План мероприятий по реализации проекта.
I этап Предварительный
Задачи: 1. Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через логоритмические упражнения, музыкальные логоритмические игры.
Мероприятие: Составление перспективного плана работы по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные логоритмические игры и упражнения.
1. Познакомить с планом работы воспитателя старшей группы;
2. Разработать конспекты занятий с элементами логоритмики;
3. Составить план мероприятий с родителями воспитанников по данной проблеме.
Сроки реализации: 01.09.2013- 01.10.2013
Ожидаемые результаты:
1)Составлен плана работы;
2)Воспитатели ознакомлены с данной системой работы с детьми с нарушениями речи;
составлены конспекты занятий кружка.
3) Разработан план мероприятий с родителями детей с нарушениями речи.
II этап Творческий
Задачи:
1. Выработать правильное речевое дыхание
2. Улучшать фонематический слух с помощью фонопедических упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.
3. Развить общую и артикуляционную моторику.
4. Развивать мелкую моторику рук, ритмический слух.
5) Выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки при включении логоритмических упражнений в структуру занятия кружка.
Мероприятие:
1. Дыхательная гимнастика (упражнения «Поём песенку», «Немое кино», «Хомячок»
«Задуй свечу» и др.)
2. Попевки «Лесенка», «Горошина», «Мы ребята – молодцы» и др., фонематические упражнения
3. двигательных упражнений «Прогулка в лес», «Грибы», Хоровод «У берёзки нашей», «Меж еловых лап».
4. Пальчиковая гимнастика: «Помидор», «Здравствуй», «Во лесочке», «Улитка», «Пальчики в лесу», «Весёлая семейка», «Паучина».
5)Логоритмические упражнения «Прогулка в лес», коммуникативная игра «Здравствуйте», массаж спины под песню «Дождик», упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори», коммуникативный танец «Птичка польку танцевала», серии игровых упражнений: «Утро», «Игра с мячиками», «Кошка».
Сроки реализации: 04.10.2013-30.04.2014
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
2Выработаны двигательные навыки, проведена взаимосвязь речи и движения.
3. Закреплены навык мягкого голосоведения.
4. При помощи логогимнастики повышена речевая активность.
5. Развиты тонкие движения пальцев рук,развита речь детей при помощи выполнения пальчиковых игр, развит ритмический слух.
III этап- Итоговый
Задачи:
1 Обобщить результаты деятельности по теме проекта.
2. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.
3. Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города - Семинар с участниками проекта (логопедом, воспитателями, родителями). Итоги проекта, планирование дальнейшего развития проекта.
Мероприятия:
1. Обмен педагогическим опытом на Методических объединениях.
2. Доклад на тему «Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию образовательных областей «Музыка», «Коммуникация».
3. Выступление с докладом на тему: «Музыкально – театрализованная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников.
4. Обмен практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями города.
5. Подготовка пакета программно – методического обеспечения проекта, материалов к печати и их публикация.
Сроки реализации: 05.05.2014- 29.05.2014
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
2 Закреплены умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»,
умение красиво танцевать, правильно выполняя движения танца.
3. Отработано единство речи, пантомимики мимики,, жестов, выразительных речевых средств в игре.
4. Распространен опыт работы с детьми и с родителями на методических объединениях.
5. Подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Итоги проекта :
Реализация данного проекта позволила не только усовершенствовать умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, умение выполнять упражнения под музыку, но и развить пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи. А также усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса и общения детей.
Список литературы:
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 - 3 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010. г.)
3. М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.)
4. Кисловская И. А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»;
5. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду : Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
6. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. ,ВЛАДОС, 2002
7. Журнал «Музыкальная палитра»
8. Журнал «Музыкальный руководитель»
9. logopedam[@]yandex.ru;