Сергеева Дарина
Проект «Музыка и здоровье» с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать
Тема проекта : «Музыка и здоровье» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Здоровье начинается с детства!
Здоровье – это главное жизненное благо.
Януш Корчак
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Музыка и здоровье“ с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
В связи с этим педагогам дошкольных учреждений, в их числе и музыкальным руководителям, важно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка комплексно, а также внедрять новые эффективные технологии здоровьесбережения на любом занятии, в том числе и на музыкальном, также использовать их в развлечениях и досугах.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность, улучшает психоэмоциональное самочувствие, способствует снижению заболеваемости, повышает уровень физической подготовленности, формирует понятие здорового образа жизни.
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой. со своей семьей и окружающим миром. Небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения принесут детям огромную радость и пользу для здоровья. Таким образом, проект «Музыка и здоровье» направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Тип проекта : творческий
Срок реализации: долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Цель проекта : Организация на музыкальных занятиях эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи:
Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Воспитание командного духа, коммуникативных способностей через игры и упражнения, применяя здоровьесберегающие технологии.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Методы и приемы
Игровые (пальчиковая гимнастика, коммуникативные танцы, валеологические песенки, игровой массаж).
Словесные (дыхательные, фонопедические, артикуляционные упражнения, восприятие музыкальных произведений).
Наглядные (показ педагогом, презентации).
Практические (музицирование, пропевание попевок, пение, утренняя гимнастика).
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Укрепление здоровья детей при помощи применения здоровьесберегающих технологий
Повышение компетентности родителей, воспитателей в области здоровьесберегающих технологий;
Разработаны и проведены занятия с применением здоровьесберегающих технологий.
Создана картотека упражнений здоровьесберегающих технологий (пальчиковые и дыхательные игры, валеогические песенки-распевки, игровой массаж, двигательно-речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный.
Практический.
Заключительный.
Подготовительный этап:
1. Разработка содержания проекта, составление плана работы, изучение литературы
2. Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий.
3. Создание методических разработок – музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Практический этап.
Форма работы:
1. Утренняя гимнастика (музыкальное сопровождение)
2. Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий
3. Консультация для педагогов ««Здоровьесберегающие технологии и возможности их применения в ДОУ»
4. Консультация для родителей: «Ритмы и звуки, как лекарство»
5. Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровье сберегающие технологии.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (старшая группа)
Общая длительность занятия – 25 мин
1. Вводная ходьба (1 мин)
2. Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2мин)
3. Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5)
4. Активное слушание музыки (2 мин)
5. Дыхательная гимнастика (1 мин)
6. Артикуляционная гимнастика (1 мин)
7. Пение, песенное творчество (в качестве физкультминутки – пальчиковая игра) (5 мин)
8. Пляски, танцевальное творчество (5 мин)
9. Речевые и музыкальные игры, хороводы (3 мин)
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
• Валеологические песенки-распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Игровой массаж;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Нетрудные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают положительный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы, метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность. Используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Заключительный этап
1. Музыкальное развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий
2. Картотека здоровьесберегающих технологий
3. Выставление заметки на официальном сайте ДОУ.
Результат проекта :
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия.
Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство. Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а также имеет профилактическое действие.
Использование музыкотерапии приобщает детей к музыке, развивает умение расслабиться после полученной нагрузки.