ольга петрашко
Проект «Музей павловопосадских платков в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Павловопосадские платки»
«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.»
(русская народная пословица).
Введение
Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, лаковые миниатюры и конечно же павловопосадские платки. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.
Темочки:
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.
Проблема:
Богата Россия народными промыслами (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.) . Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Каждый день дети сталкиваются с многообразием предметов декоративного искусства, которые созданы из разных материалов, которые имеют определённые рисунки, орнаменты, свои формы и колориты. Все это стало вызывать у ребят такие вопросы, как: «Как появился данный народный промысел, в чем его особенность?», «Где живут народные умельцы, которые создают такую красоту?», «Как изготавливают-ся эти вещи небывалой красоты?» и др.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Приобщает к миру прекрасного! Поэтому их необходимо включать в педагогический процесс работы со старшими дошкольниками.
Актуальность
Дети нашего времени не видят ценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой и, как следствие, чужой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Тип проекта : долгосрочный (коллективный, информационно-творческий).
Участники проекта : педагоги дополнительного образования, воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Цель проекта : способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре через народные промыслы, а именно - Павлопосадские платки.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию у детей представления о Павлопосадской платочной мануфактуре, как о народном художественном промысле России; о технологии изготовления платков, о разнообразии платочных изделий; об уникальности данного промысла;
2. Способствовать развитию умений видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
3. Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам нравственно-эстетического развития личности ребенка;
5. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.
Продукт проектной деятельности : совместная с родителями организация выставки «Павлопосадские платки»
Предполагаемый результат:
Дети:
• формирование у детей представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного творчества;
• формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
• воспитание у детей патриотических чувств.
Родители:
• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;
• развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми, к знакомству с народным творчеством.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
II этап - организация деятельности в рамках проекта.
III этап – завершающий.
Первый этап
1. Подбор литературы.
2. Подбор наглядно-дидактического материала (иллюстрации с элементами павлопасадской росписи).
3. Составление презентации по теме.
4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
5. Подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Второй этап
Планирование работы в рамках проекта Формы работы с детьми:
*Беседа «Павлопосадский платок. Его история.»
*НОД «Павлопасадские шали»
*Д/и «Подбери ленточку»
*Беседа (с иллюстрациями) «Город на Клязьме»
* Работа в книжном уголке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно – демонстрационных материалов.
*Настольно-дидактическая игра «Собери платок»
*Разучивание стихов про Павлопосадские платки.
*Настольно-дидактическая игра «Сочетание цветов»
*Раскрашивание цветочных узоров
Формы работы с родителями
*Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»
*Поиск наглядно-иллюстративного материала по теме с привлечением родителей
*Поиск и заучивание с детьми русских народных поговорок и пословиц о рукоделии, ремесле русского народа.
* Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
*Создание стенда для родителей «Чудо-платки»
Взаимодействие со специалистами
* Разучивание песен: «Русские умельцы» и «Русский сувенир»
*Разучивание музыкальной игры «Передай платок по кругу»
*Разучивание хоровода с павлопосадскими платками
* Рисование на тему: «Цветочные узоры»
* Рисование на тему: «Павлопосадский платок»
* Рисование печатью «Красивый платок».
Третий этап – завершающий
1. Собрания методических и практических материалов, результатов проделанной работы, подведение итогов.
2. Награждение семей благодарственными письмами и грамотами, принявших активное участие в проекте.
Список литературы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2006.
3. Клиентов А. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А. «Павлопосадские шали» - М. : «Интербук –БИЗНЕС», 2007.
7. Шуьина О. В., Чайка И. Г. -Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. - Волгоград. : Издательство «Учитель», 2014.