Марина Петровичева
Проект «Музей фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим
народных началах, имеют ту
воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у
других народов».
К. Д. Ушинский
I. ВВЕДЕНИЕ
Темочки:
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В настоящее время, в период тяжелых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. А народное слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Результатом моей работы стал проект «Музей фольклора».
Музей - как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания детей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценостнный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах воспитания обеспечивать популяризацию историко – культурного наследия нашего народа.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
• Создать предметно – развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей к народной культуре;
• Повысить уровень знаний воспитателя о системе музейной педагогики;
• Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одежды, национальными блюдами;
• Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
• Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея :
• Пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
• Проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
• Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
• Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
• Проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Эталоны реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучение нормативно – правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап – методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиции:
• Устройство русской избы,
• Утварь,
• Русская народная одежда,
• Народная игрушка.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами.
Формы работы Мероприятия
Педсовет • Роль музейной педагогики в формировании ЗКР детей.
• Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.
Семинар • Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики»
• Семинар – практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ».
• Семинар для воспитателей «Интеграция образовательных областей в творческом проекте : коллекционирование».
Мастер - класс • Техники нетрадиционного рисования
• Изготовление народных кукол
Консультация • «Музей в детском саду»
• «Гжельская роспись»
• «Развитие речи дошкольников на основе фольклорного жанра»
• «Фольклор и ЗКР дошкольного возраста»
• «Устройство русской избы»
Деловая игра • Что вы знаете о русской народной культуре
• Интеллектуальный блиц – турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Анализ проблемных ситуаций • Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми
• Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.
Мозговой штурм • Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.
• Организация пространственно – предметной среды по приобщению детей к народной культуре.
Проблемная лекция • Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС.
Самостоятельное проектирование • Работа по самообразованию
• Проектирование воспитательно – образовательной работы с детьми
Фестиваль педагогических идей • Знакомство с предметами народного быта в музее
• Просмотр отрытых занятий об суждение форм работы с детьми
Смотр - конкурс • Изготовление с детьми книжек – малюток
• Экскурсионная программа по эксплуатации мини – музеев для детей и родителей
Работа с детьми в музее народного быта.
Экскурсии - путешествия • Путешествие в прошлое ложки
• Путешествие в мир старинных вещей
• Страна полотенец
• Старинная изба
Интегрированные и комплексные занятия • Путешествие в прошлое ложки
• Хлеб – всему голова
• Потемки
• Дуня, Дуня, Дуняша…
Театрализованные представления • Колядки
• Масленица
Выставки, конкурсы • Осенний букет
• Мастерская Деда Мороза
• Глиняные мастера
• Декоративные чудеса
Проекты • Мини – музей «Ложки»
• Мини – музей «Декоративные чудеса»
• Мини – музей «Матрешки»
• Мини – музей «Русская изба»
Презентации • Рассказывание и инсценировка сказок
• Мимические телесно – ориентированные этюды
Праздники, развлечения • Посиделки на 8 марта
• Масленица
• Праздник русской березки
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к источникам русской народной культуры.
Анкетирование • Знаете ли вы обычаи и традиции своего народа
• Что вы хотите узнать о нравственно – патриотическом воспитании детей
• Что вы думаете о работе детского сада
Общие родительские собрания • Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре
• Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта
Групповые родительские собрания • Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры
• Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»
Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные • Фольклор в жизни детей
• Читайте детям сказки
• Народная сказка в изобразительной деятельности детей
• Игрушки из природного материала и игры с ними
Выставки • Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек
• Выставка поделок «Осенний букет»
• Выставка рисунков «Декоративные чудеса»
• Выставка рисунков «Мое Тоцкое»
Конкурсы • Мастерская Деда Мороза
• Глиняные мастера
• Чудеса из снега
• Совместная литературная викторина для педагогов и родителей «В тридевятом царстве»
Проекты • Мини – музей «Ложки»
• Мини – музей «Декоративные чудеса»
• Мини – музей «Матрешки»
• Мини – музей «Русская изба»
Экскурсии • Семейные экскурсии по достопримечательностям с. Тоцкое Второе
Наглядная информация • Папки – передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких»
• Информационные стенды
Праздники, развлечения • Совместный досуг «Моя счастливая семья»
• Посиделки на 8 марта
• Спортивный праздник «богатырская наша сила»
IV этап – аналитический.
• Анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика)
• Передача опыта (РМО, смотры, конкурсы).
Итоги работы:
Проведенные организационные мероприятия по внедрению в мою практику работы нового содержания – музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно – эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведенной работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Используемая литература:
1) Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2- е изд; перераб. и доп. – СПб, : Детство – Пресс, 2008
2) Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музей в детском саду. – М. : «Линка – пресс», 2008
3) Nsportal.ru : социальная сеть работников образования
4) Maam.ru : социальная сеть работников образования