Получи документы

Проект «Моя Смоленщина талантами полна!»

Татьяна Колумагина
Проект «Моя Смоленщина талантами полна!»
▼ Скачать +Заказ

Паспорт проекта

Тип проекта : художественно-познавательный.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-ноябрь).

Участники проекта : - Дети; - Воспитатели; - Родители.

Возраст детей: 4 -5 лет.

Актуальность:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Публикация «Проект „Моя Смоленщина талантами полна!“» размещена в разделах

Мы горим желанием воспитывать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, к семье, к близким людям и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины и только потом, гражданином России и жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на,хлеб насущный”, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных и неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Именно поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, любимой семьи и даже детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства; быть внимательными к друг другу; сострадать; помогать словом и делом.

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».

Нужно признать, что телевидение, компьютер играют первостепенное значение в современной жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов Смоленщины, надо её знать. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии с изображением родной Смоленщины, делятся впечатлениями. Беседуя с детьми, убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного края и недостаточно знаний. Родители мало рассказывают детям об истории Смоленщины, о её достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного края.

Ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы его «малой Родины».

Цель проекта :

Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к семье и родным людям, родному городу, краю и стране.

Задачи проекта :

• дать детям знания о родной Смоленщине : истории, символике, достопримечательностях, культурных объектах;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, стране;

• познакомить с творчеством смоленских композиторов, писателей и поэтов, воспитывать чувства гордости за своих земляков;

• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной».

• вовлекать родителей в образовательный процесс для совместной работы;

• формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.

• введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода, от более близкого для ребенка, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

• развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Прогнозируемые результаты:

• повышение нравственного уровня воспитанников;

• наличие у детей знаний об истории родного края, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике, области;

• появление у детей чувства гордости за свою «малую Родину», уважение к её истории, народам, которые здесь живут и работают;

• возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;

• развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

• преобразование предметно-игровой среды группы;

• укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Принципы реализации проекта :

Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно, и настоящего (в наши дни).

Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.

Принцип системности: программа состоит из четырех разделов: семья; история; природа; культура.

Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.

Этапы работы над проектом :

I этап «Подготовительный»

II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

Подготовительный этап:

- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Составление плана на 3 месяца, выбор форм работы.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

- Разработка циклов ОД.

- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

Основной этап работы:

Работа с детьми:

Познавательное развитие:

1. Беседа с детьми о защитниках Смоленска и Дне освобождения в Великой Отечественной войне;

2. Занятие «Знакомство с историей родного края», с картой Смоленской области;

3. Рассматривание буклетов, фотографий, картин смоленских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Смоленщине»;

4. Чтение книг, стихов смоленских поэтов

5. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска, музыкальные произведения М. Глинки и на стихи Исаковского.

6. Рассказ воспитателя об истории развития города Смоленска.

7. Беседа на тему «Старый и новый город».

8. Просмотр слайдов и видеоматериалов.

9. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш край родной».

10. Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

11. Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленщины».

12. «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?»

13. Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.

14. «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, аптека).

15. «Правила безопасности в городе».

16. «Мы – горожане» (правила этикета).

17. Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».

18. Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».

19. Беседа «Смоленск в творчестве поэтов и художников».

20. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».

21. Рассматривание иллюстраций народного промысла

22. Глиняный, каменный и поташный промысел и на Смоленской земле.

Детская художественно-продуктивная деятельность:

• Выставка совместных работ «Край родной, земля Смоленская».

Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

• Конструирование «Смоленская крепостная стена».

• Выставка детских работ «Мой любимый город».

• Рисование «Узоры на полотенце»

• Аппликация «Весёлый Городец»

• Лепка «Свистульки»

• Печатание «Узоры для посуды, печи»

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Пятнашки», «Филин и пташки».

Дидактические игры: «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», «Знаешь ли ты свой город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Подбери словечко», «Ошибки художника», «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

Физкультминутки:

«Берёза»

Самостоятельная деятельность детей:

Общение, наблюдения, рассказы детей, рассматривание фотографий и иллюстраций, рисование, конструирование, сюжетно-ролевые игры, исследовательская деятельность, развивающие игры.

Заключительный этап:

Итоговые мероприятия: Выставки рисунков, поделок, посвящённых развиваемой теме. Презентация проекта.

Работа с родителями:

Папка передвижка: «Народные промыслы Смоленщины»;

• Привлечение родителей к пополнению патриотического уголка группы.

• Сбор краеведческого материала с участием родителей.

• Участие родителей и детей в выставке совместных рисунков «Край родной, земля Смоленская

Работа с педагогами:

Презентация проекта «Моя Смоленщина талантами полна

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/

2. Учебная программа «Познай мир»

3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Князева/

4. Технология В. Волчковой «Познавательное развитие»

5. «Стол Исаковского» /И. Е. Клименко/ Смоленск 1999 г.

6. «Красна книга Смоленской области» /Круглов Н. Л. / Смоленск 1997 г.

7. «Город-герой Смоленск» Иванов Ю. Г. Смоленск, Русич, 2011 г.

8. "Иллюстрированная история Смоленска" Иванова Ю. Г. /Смоленск. -Русич,2013г.

9. Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск : Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.

10. Воронова Л. И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л. С. Талашкино. М. 1989 г.

11. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М. 1978 г.

12. Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.

13. Ивановская, В. И. Русские орнаменты/ В. И. Ивановская - М. : Издательство «В. Шевчук».- 2006 г.

14. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М. : Белые Альвы. - 2005 г.

15. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб. : Искусство-СПБ. - 2006 г.

Интернет ресурсы:

smolnews.ru›news/118413

nasledie-smolensk.ru›pkns/index.php…

smolvishivka.ru

https://amnesia.pavelbers.com.- 2008 г. – 12 марта

https://afield.org.ua .- 2008 г. – 30 марта

school01.smoladmin.ru›meleckva/project/p8aa1.html

Публикации по теме:

«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе Конспект открытого занятия в средней группе «Полна чудес весенняя природа…» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,.

Конспект НОД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию «Улица полна неожиданностей»Конспект НОД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию «Улица полна неожиданностей» Ход занятия. - Ребята, вы пока еще дошколята, по улицам ходите за руку с мамой и папой. Но совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно,.

Конспект развлечения по ПДД в средней группе «Улица полна неожиданностей»Конспект развлечения по ПДД в средней группе «Улица полна неожиданностей» Цель: формировать у детей представление о необходимости четко знать и соблюдать ПДД, о роли светофора на перекрестках, познакомить с необходимыми.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Моя семья» Образовательный проект для средней группы: «Моя семья» Воспитатели: Ковалева Елена Михайловна Миронова София Николаевна МБДОУ Детский.

Проект «Шаг навстречу»Проект «Шаг навстречу» Взаимодействие с семьями воспитанников второй младшей группы «Гномики» в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».На РМО, я представляла.

Сценарий праздника «Полна у осени корзина» с фотоотчётомСценарий праздника «Полна у осени корзина» с фотоотчётом Праздник в старшей и подготовительной группе «Полна у осени корзина» Воспитатель: Метлина Г. А. Цель: развивать эмоциональную сферу, чувство.

Семейный фестиваль «Русь талантами богата»Семейный фестиваль «Русь талантами богата» Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию развлечение для детей старшего возраста и их родителей. Семейный фестиваль «Русь талантами.

Проект «Мой Ямал»Проект «Мой Ямал» Тема проекта: "Мой Ямал" в подготовительной группе. Дата проведения: 26 - 30 октября 2020г. Задачи: закрепить знания о символике Ямала;.

Эко-урок «Полна загадок Чудесница Природа» для детей 5–8 летЭко-урок «Полна загадок Чудесница Природа» для детей 5–8 лет Эко-урок "Полна загадок Чудесница - Природа" Цель: Обобщить представления детей о лесе как доме животных и растений. Задачи: 1. Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя Смоленщина талантами полна!»
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 21:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя Смоленщина талантами полна!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Колумагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД