татьяна омельченко
Проект «Моя семья-моё богатство».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья- моё богатство».
Тип проекта : познавательно-творческий.
Длительность: долгосрочный
Аннотация к проекту :
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями.
Публикация «Проект „Моя семья-моё богатство“,» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
«Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям. Основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, развить творчество и желание создавать прекрасное своими руками, а главное- всей семьей.
Актуальность
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
Цель: Способствовать формированию культуры общения, взаимоотношений, творчества. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких, вместе творят и фантазируют.
Задачи:
- Расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, бабушек, дедушек, профессию, место работы членов семьи) ;
- Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
-Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми. Воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание.
- Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи.
-Продолжать развивать познавательные и творческие способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Участники: воспитатели, дети, родители
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Анкетирование родителей (Приложение 1) ;
2 этап. Выполнение проекта
Проведение с детьми бесед;
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, разыгрывание проблемно-обучающих ситуаций, игр-драматизаций (Приложение 2)
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет;
3 этап. Заключительный (подведение итогов)
Объяснительная записка:
Реализуя данный проект можно расширить нравственные категории детей, сформировать представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление альбомов, выставки рисунков, поделок, фотовыставки, родительские встречи, родительские собрания
Прогнозируемые результаты:
- дети правильно выберут линию поведения по отношению к своей семье, близким людям разного возраста.
- дети будут знать о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе.
- дети будут знать о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье.
- дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
- дети познакомятся с профессиями родителей
- установятся доверительные детско-родительские отношения в общении и творческой продуктивной деятельности.
- возникнет заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества
План реализации проекта :
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.
Социально-коммуникативное, познавательное развитие:
Беседы: «Мой дом, моя семья» - сентябрь,
«Профессии моих родителей» - октябрь
«Обязанности в семье», «Выходной день в нашей семье» - ноябрь.
ОД «Моя семья-моя радость»-ноябрь
«Рождество вместе с семьей» - январь.
«Папа может все, что угодно» - февраль.
«Кулинарные рецепты» -март.
«Кем работают твои родители» (с использованием фотоальбома).-апрель
«Спасибо деду за Победу» -май.
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание репродукций картин:
- Т. Сорокина «Семья» -ноябрь.
-Ю. Межирова «Сыновья» -февраль.
Дидактические игры:
«Кто из этих людей твои родственники?», «Кто есть кто?» «Исправь предложение» "Кем быть? ", "Родственные отношения", "Кто старше, а кто младше? "
Сюжетно -ролевые игры:
"Семья", "Больница", "Магазин", "Дочки-матери", «Супермаркет»
Рисование:
«Мой папа на страже мира» -февраль.
«Портрет мамочки моей» - март.
«Мы –помощники» -апрель.
«Моя семья» - май.
Аппликация:
«Подарок пожилому человеку» -сентябрь.
Изготовление открыток ко Дню Защитника Отечества-февраль
«Красивый подарок маме», - март
«Открытка «Спасибо деду за Победу»
Конструирование
«Подарок для мамы».-март
Музыка:
Разучивание и исполнение песен:
Т. Кривова «Мамочка моя»
Д. Шаинский «Песенка о папе»
А. Чеменёва «Бабушка»
Речевое развитие:
Подбор пословиц и поговорок о семье.
Чтение: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
Е. Благинина. «Посидим в тишине
Н. Носов «И я помогаю»
В. Драгунский «Моя сестра Ксения» Р. Гамзатов «Мой дедушка».
В. Осеева «Сыновья» ,Э. Мошковская «Про бабушку»
Воспитатель - родители.
-Индивидуальные беседы
-Консультации для родителей: «О роли отца в семейном воспитании»,, "Трудовое воспитание в семье", «Выходные вместе с семьей», «Советы родителям», «Влияние родительских установок на развитие детей»
-Фотоколлаж «Мой папа-воин»
-Акция «Пусть прогулка станет интересней!»-благоустройство участка д/с.
-Родительская встреча: «Вечер дружной семьи»
Родители - дети.
-Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
-Рассказы о своем детстве, школьных годах, о семейных традициях и реликвиях.
- Акция «1октября-День пожилого человека» (изготовление подарков всей семьей)
-Оформление газеты «Выходные с семьёй» (Знакомство детей с разнообразными видами отдыха.)
- Выставка семейных творческих работ «На рождественских каникулах»
- Выставка работ пап и детей «Папа может…»
- Совместная творческая выставка «Подарок ветерану всей семьей»
- Оформление альбома «Профессии моих родителей»
Воспитатель-дети-родители.
- Коллаж из рисунков и фото «Моя мамочка»
-Конкурс поделок " Дары Осени. Осенние фантазии"
-Организация фотовыставки «Моя семья».
- Фотоконкурс «Эксперименты на маминой кухне»
- Акция «День добрых дел» (по благоустройству территории детского сада)
- Презентация проекта «Моя семья- моя богатство»
Список используемой литературы:
Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Москва 2008г.
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и соц. действительностью» Москва, 2013 г.
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ», Москва 2012 г.
Л. М. Щипицина «Азбука общения». С-П 2011г.
Приложение 2.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Кто из этих людей твои родственники?»
Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа. водитель. отец.
2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Кто есть кто?»
- Ты для мамы кто?
- Ты для папы кто?
- Ты для бабушки кто?
- Ты для дедушки кто?
- Дочь твоей мамы для тебя кто?
- Сын твоего папы для тебя кто?
- Мама твоего папы для тебя кто?
- Папа твоей мамы для тебя кто?
- Сестра твоей мамы для тебя кто?
- Брат твоего папы для тебя кто? и т. д.
3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Исправь предложение»
Сначала родились мы, а потом - наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочка.
4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Кто лишний?»
Мама, папа, доктор (доктор, так как это профессия, а мама и папа – родственники, члены семьи) .
Брат, сестра, одноклассница (одноклассница, так как она не является родственной.)
Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, март, апрель, май.
5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Назови имена и отчества»
Свое, брата, сестры (если они у тебя есть, мамы, папы, бабушек, дедушек.
6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Какое слово не подходит?»
Мама, март, апрель, май.
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
7. ИГРА- БЕСЕДА «ЭТО МОЯ СЕМЬЯ»
О бабушке.
Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?
Высказывания детей и обсуждение роли бабушки в семье :
хранитель покоя и мира в семье, утешитель, воспитатель, печет,пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки, поет колыбельную песенку…
Бабушка наша мудра и добра, мир и покой сохраняет она!
Самые вкусные плюшки печет, готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет, колыбельную споет!
О маме
Какое первое слово произносит ребенок? Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? (Высказывания детей).
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Кто трусы ребятам шьет? Кто готовит и поет?
Мама кормит всю семью вкусно и питательно,
И продукты в магазине выбирает тщательно,
Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.
О дедушке.
А какую же роль в семье играет дедушка?
Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель и т. д.
Мудрый и строгий. Умелые руки.
Главное счастье для дедушки - внуки!
Дед хороший – просто клад
И мечта для всех внучат!
О папе.
Ребята, а какую роль в семье играет папа?
Высказывания детей о роли отца в семье
Вы правы ребята, папа должен уметь все.
Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!
Он не курит и не пьет, жизнь здоровую ведет,
Он заботиться о детях, бережет свою семью,
И, конечно, очень любит милую жену свою!
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму!
И умел показать свою любовь и заботой, и ласковым словом!
О детях.
Семья без ребенка – не семья.
А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания детей.
Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?
Высказывания детей.
Изучим слово «семья» - СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь Я.
Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.
Конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.
В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят!
Просто любят нас - такими, какие мы есть. Дорожите своей семьей. Заботьтесь о каждом члене семьи, любите и семья ваша будет всегда дружной и счастливой.
Приложение 3
Конспект НОД «Семья, радость моя!»
Цель: формировать представление детей о семье; закреплять умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; вызвать желание говорить о своих близких, называть их имя, отчество;
способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи; умения выражать свои чувства по отношению к близким людям;развивать диалогическую форму речи; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Материал: 2 обруча, предметы для игры «Кому, что подходит?», презентация «Письмо жителей сказочной страны», звукозапись «Шум моря», сказочный дом, картинки членов семьи, ромашка, шкатулка.
Хороводная игра:
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
Ход :
Воспитатель: Какой дружный у нас получился хоровод, а теперь чтоб не устали ножки посидим, да поговорим немножко.
(дети садятся)
Раздается звук сирены, на экране появляется знак sos.
Воспитатель: Ребята, что это за знак и звук?
Дети: С кем-то случилась беда, и они просят о помощи.
Слайд 2: Посмотрите, нам пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем?
Мы, жители сказочной страны, Маша и Миша попали в беду. Злой волшебник заколдовал нашу дружную семью. Мы перестали вместе играть и помогать друг другу.
Теперь мы живем вот так, посмотрите. (Слайд № 3, 4, 5)
Слайд 6: Помогите нам, пожалуйста, помириться.
Воспитатель: Что же нам ребята сделать, чтобы им помочь?
Дети: Помирить семью Маши и Миши.
А если мы им поможем, то что с ними произойдет?
Дети: Они станут добрыми и дружными.
Воспитатель: Вы готовы помочь Маше и Мише? А если нам трудно будет? Мы справимся?
Дети: Справимся!
Воспитатель: Ребята, Злой волшебник хранит свое заклинание в волшебном цветке. Собрав его, мы сможем помирить семью Маши и Миши.
Смотрите, а вот кажется и волшебный цветок, но что у него не хватает?
Дети: Лепестков.
Воспитатель: правильно, а лепестки мы должны собрать. Но чтобы собрать их, нам нужно отправиться в сказочную страну.
Но как мы попадем в сказочную страну? Ведь она находиться очень далеко.
Вы правы, можно отправиться на любом транспорте, но сказочная страна находиться на берегу моря. По морю на чем лучше добраться?
Дети : На корабле.
Воспитатель: Молодцы, по морю удобней будет путешествовать на корабле. Согласны?
Дети: Да!
А вот и наш корабль. Занимаем места. Отправляемся в путь, поднять якорь.
(Слышится шум моря.)
Пока мы с вами плывем, давайте немного поговорим о ваших семьях.
Ребята, как вы думаете, что такое семья?
(Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.)
Давайте, покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
А этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья.
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
- Ты любишь свою мамочку?
Ребята, посмотрите: у меня есть волшебная коробочка.
Давайте наполним ее ласковыми словами для мамы.
Я открою коробочку: ваши слова будут долетать и наполнять её.
Мама какая?
Воспитатель: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: Красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?
Дети: Весёлая.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебную коробочку.
Пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. А вечером, когда придут ваши мамочки, мы откроем коробочку, чтобы они послушали какие ласковые слова вы о них говорили.
А кто еще есть у вас в семье?
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Ребята, вы папу любите? Как вы любите своего папу, покажите.
Воспитатель: Вот кажется мы и добрались. Опустить якорь. Сходите на берег.
Мы с вами приплыли в сказочную страну.
А вот и первое испытание.
Испытание № 1 «Кому что подходит».
Вокруг обручей лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые подходят папе, и положить их в синий обруч, а девочки те, которые подходят маме, и положить их в красный обруч, в середину складываем предметы, которые подходят и мама и папе.
Теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы (мамы). Молодцы, мы с вами справились с первым испытанием и получаем первые два лепестка.
Чтобы получить третий лепесток, что нам нужно сделать?
Дети: Необходимо выполнить следующее задание.
Воспитатель: Ну что ж тогда в путь.
Смотрите, а вот и второй лепесток, но чтобы его получить необходимо, выполнить задание.
Испытание № 2 «Радость или огорчение».
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших родных.
Воспитатель: Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы
хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете.
Разбросали по комнате все игрушки;
Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
Помогли дедушке найти его очки;
Всегда говорите своим родным «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
Помогали бабушке печь пирожки;
Убегали от взрослых;
Научились сами одеваться, без помощи взрослых;
Защищали братика или сестричку от хулигана.
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!
Молодцы, ребята вы хорошо справились, и поэтому мы получаем второй лепесток. И можем идти дальше.
Испытание № 3 «Засели дом»
Но что это? Какой необычный дом. Как вы думаете, кто в нем живет (Никто). Злой волшебник заколдовал жителей этого дома, если вы отгадаете загадки, то сможете узнать, кто живет в этом доме и расколдовать лепестки. Как же нам быть ребята?
Дети: Отгадывать загадки!
Воспитатель: Ну давайте попробуем.
1. Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная… (мамочка)
2. Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
3. Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
4. Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
5. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
7. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (Семья.)
Вы молодцы, отгадали все загадки злого волшебника и заселили дом. И за это получаем два лепестка. Посмотрите мы собрали все лепестки. Давайте попробуем собрать волшебный цветок.
Какой цветок у нас получился? (Ромашка)
Символом чего является ромашка? (Символом семьи) .
А теперь скажем заклинание и подарим ромашку Маше и Мише, чтобы у них в семье всегда был мир и дружба.
Воспитатель: Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему?
Дети: Потому что вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.
Педагог: Маша и Миша благодарят вас за помощь.
И теперь нам пора вернуться в детский сад. Занимайте места на корабле. Поднять якорь. Мы возвращаемся.
Слышится шум моря.
А кто мне скажет, что же такое семья?
Ребенок1: Семья- это мама, папа и дед
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают.
Семья – это я и меня называют
Котенок и лапочка,
Заинька, птичка.
Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка.
Ребенок 2: Семья- где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает.
Воспитатель: «А что в семье самое главное?» (Самое главное в семье мир, дружба, любовь) .
Воспитатель: Дети, как мы смогли помирить семью Маши и Миши? (выполнили задания). Вы молодцы! Не испугались трудностей и помогли семье Маши и Миши. Берегите своих родных, цените их, любите, помогайте, не огорчайте.
Вот мы и вернулись. Стоп машина! Опустить якорь. Давайте возьмем нашу волшебную коробочку и унесем ее в приемник. А вечером откроем ее и ваши родители услышат, какие ласковые слова вы о них говорили.
Приложение1 Анкета
Уважаемые родители!
Ваш ребенок посещает детское учреждение «Колосок». Мы хотим, что бы время, проведенное в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение, о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли книги на эту тему?
Да Нет
Иногда
2. Единомышленники ли вы с супругом (ой) в вопросах воспитания?
Да Нет
Иногда
3. Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья
Социальная среда
Детский сад
3. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?
Да Нет
Не знаю
4. На некоторые поступки ребенка Вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
Да Нет
Иногда
5. Вам случается просить прощения у ребенка за своё поведение?
Да Нет
Иногда
6. Считаете ли Вы что понимаете внутренний мир ребёнка?
Да
Нет
Приложение 3
Родительская встреча «Вечер дружной семьи».
Цель: Получить радость и моральное удовлетворение от проделанной работы, доставить удовольствие всем участникам проекта. Привлечь внимание к семейным взаимоотношениям, показать их ценность.
Задачи:
•Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;
•Вызвать желание родителей продолжать активно участвовать в совместной с детьми деятельности.
•Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
План.
1. Вступительное слово педагога.
2. Объявление и вручение благодарности каждой семье за участие в проекте.
3. Презентация проекта «Моя семья-мое богатство»;
4. Дискотека для участников проекта и гостей.