Анастасия Лебедева
Проект «Богатство русского народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для средней группы
«Богатство русского народного творчества»
Тип проекта: познавательно - патриотический, творческий, краткосрочный,
Актуальность:
Публикация «Проект „Богатство русского народного творчества“» размещена в разделах
Всем известно, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Так же как и любое другое чувство, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, мы считаем необходимым пробудить это чувство в детях в ходе реализации данного проекта, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура и творчество русского народа должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Проблема:
Необходимость формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа.
Цель проекта – Формирование у детей среднего дошкольного возраста базовых знаний о русской народной культуре и творчестве, через ознакомление с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры и творчества.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей о родной стране;
- формировать элементарные представления об истории русского народа через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни русских людей разных времён (одежда, утварь, традиции и т. д.);
- расширять представления детей о народном искусстве, художественных промыслах, народной игрушке.
Развивающие:
- развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
- развивать умение внимательно и заинтересованно слушать русские народные сказки, понимать характер героев;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Ожидаемые результаты:
• Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта;
• Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
• Расширить представление о народном искусстве и промыслах;
• Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
• Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
• Организовать, совместно с родителями, в группе фотовыставку – «семейные традиции».
Этапы проекта
1 этап: Подготовительный
Мероприятия
1. Изучение и анализ уровня знаний и представлений детей по теме проекта.
Задача Определить уровень сформированности знаний детей о русской народной культуре и творчестве
2. Подбор литературы
Задача: Методическое обеспечение проекта
3. Подготовка конспектов занятий
Задача: Планирование двух тематических недель посвященных народной культуре и традициям
2 этап: Основной
1. Беседа «Русская народная игрушка. Чем играли наши бабушки и дедушки?» Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, познакомить с традициями и культурой нашего народа. Первый день
2. Д/и «Подбери узор к игрушке» Закреплять названия дымковских игрушек Первый день
3. Чтение стихов «Дымка» Познакомить детей со стихотворением «Дымка»
4. Беседа с рассматриванием: Матрешка – народная игрушка. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Развивать и совершенствовать цветовое восприятие, творческое воображение
5. Рассказ воспитателя: Волшебные листья и ягоды. Рассказать детям о посуде русского народа, активизировать и пополнить словарный запас детей по теме: «Посуда»
6. Беседа на тему: Что мы знаем о Матрешке. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке. Познакомить детей со старинной русской одеждой
7. Познавательное: «Большая история маленькой игрушки» Познакомить детей с историей русской народной игрушки, воспитывать любовь к народному искусству
8. Лепка: «Девочка Снегурочка» Учить лепить фигуру человека, передавать характерные особенности костюма снегурочки, упражнять в приемах прищипывания
9. Рассматривание с детьми Богородской игрушки Рассказать детям о своеобразии народной игрушки, познакомить с возможными видами использования игрушек в современном мире
10. Рисование: «Снегурочка» Вызывать стремление передавать образ снегурочки в рисунке, учить рисовать фигуру человека
11. Образовательная ситуация: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить детей с самоваром, расширять словарный запас с использованием малых форм фольклора.
12. Чтение русской народной сказки: Гуси – Лебеди Познакомить детей с устным народным творчеством
13. Рассматривание макета «Древнерусского быта» Познакомить детей с бытом древней Руси, расширить словарный запас, воспитывать интерес к русской народной культуре
14. Д/и «Одень куклу в русский народный костюм» Учить детей различать и называть элементы русского народного костюма
15. Знакомство с р/н сказками: Кот, лиса и петух. Курочка ряба. Познакомить детей с устным народным творчеством
16. Д/и «Помоги Машеньке найти корзинку» Учить детей находить предметы быта русского народа
17. Познавательное
«В гости к девушке – Забавушке» Формировать интерес к русской народной культуре, расширить представление о быте русского народа в старину Д
18. Аппликация: Украшаем тарелочку хохломским узором» Познакомить детей с изготовлением хохломской посуды, вызвать интерес к народному творчеству.
19. Театрализация р/н сказки «Заячья избушка» Познакомить детей с содержанием сказки, прививать интерес и устойчивое внимание к устному р/н творчеству
20. Д/и «Каких козочек не бывает?» Учить детей находить дымковскую игрушку Д
21. Рисование «Дымковская Барыня» Расширять знания о дымковской игрушке, о истории возникновения промысла.
22. Д/и «Определи и назови промысел» Систематизировать и обобщить знания детей о народных промыслах, учить называть и различать их виды
3 этап: Итоговый
1. Совместная работа детей и родителей на фотовыставке «Семейная традиция» Привлечь родителей к совместной работе с детьми. Повысить интерес родителей к жизни группы детского сада
2. Представление игр, макета, атрибутов в уголке Русского народного творчества Обогатить предметно - развивающую среду в группе, в уголке Русского народного творчества
3. Оформление лэпбука «Матрешка – богатство русского народного творчества» Собрать и систематизировать все накопленные игры и материалы в лэпбуке «матрешка»
4. Участие в международной акции «Гирлянда дружбы» Совместное изготовление с детьми Куколок – кувадок, приобщение к народному творчеству
5. Консультация для родителей: «Тряпичная кукла – история, культура и традиции русского народа» Повысить интерес родителей к жизни группы детского сада