Ольга Пономарева
Проект «Соль — белое богатство земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель проекта :
1. Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи:
Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль бывает разная.
Расширить представления о добыче соли в Оренбургской области.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Публикация «Проект „Соль — белое богатство земли“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для
исследовательской деятельности детей.
Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Вырастить кристалл поваренной соли.
Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Условия и особенности его реализации:
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Соль – белое богатство земли». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Была организована творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности мы придумали девиз:
Край родной – наш общий дом,
Чистоту храните в нем.
Мир природы – мир прекрасный
Не губи его напрасно.
Вместе с детьми мы разработали заповеди:
исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
исследователь – друг живой и неживой природы;
настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
С чего начались наши исследования? Летом ребята с родителями ездили отдыхать в Соль-Илецк. Приехав оттуда, они рассказали о том, что купались в озере, где много соли и не тонули. Возник вопрос, а почему в обычной реке можно утонуть, а в солёном озере нет. С этого вопроса начался наш проект.
Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Затем провели опыт с луковицей. Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребята самостоятельно приготовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадили лук. На протяжении всего опыта ухаживали за растениями, фиксировали результаты опыта, вносили изменения в таблицу. Определили, что в почве, содержащей соль растение практически не растет. Так же маленькие лаборанты добывали питьевую воду из соленой воды. Этот опыт ребят заинтересовал, теперь они смело могут ехать на море и не бояться жажды.
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Следующим нашим шагом была экскурсия в библиотеку. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Посетили читальный зал, где библиотекари им выдали литературу, в которой можно было найти статьи о соли. Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о том, что соль добывается и в нашей, Оренбургской области, предложили посетить зал, где находятся компьютеры. Взрослые помогли детям выйти в интернет и найти нужную информацию о соли.
Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили соленое тесто для лепки и вылепили замечательные работы «Подсвечник», занимались декорированием соли, из которой сделали необыкновенные поделки.
Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях.
В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:
Соль добывается не только во многих областях и республиках нашей страны, но и в Оренбургской области.
Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль добывают в России, в том числе и в Оренбургской области.
Широко распространяется соль в медицине.
Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• анализ познавательной литературы
• опытно-экспериментальная деятельность,
• исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• творческая деятельность,
• игровая деятельность.
Место проведения и адресность:
старшая группа МДОУ №2 «Теремок» п. Новоорск, Оренбургской области.
Выразительные средства: презентация на тему «Соль – белое богатство земли»
Дидактический инструментарий: соль цветные мелки, прозрачные ёмкости с крышечками.
Содержание:
вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Цель: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».
3. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
основной этап
1. Беседа с детьми «Где в Оренбургской области добывают соль». Цель: Дать детям знания о добычи поваренной солее в Оренбургской области.
2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т. п.)
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
5. Творческая мастерская. Делаем сувениры из соли.
Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.
6. Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подсвечник». Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.
7. Игра-путешествие «Есть ли соль в Оренбургской области».
Цель: Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Оренбургской области.
8. Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
9. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли». Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация.
10. Творческая игра «Добыча соли».
Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.
итоговый этап
1. Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль». Цель: Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.
2. Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2005 г.
5. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
6. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
7. www. oproduktah.com
Приложение №1
Сведения о предмете исследования.
Из книг и энциклопедий мы узнали, что соль – это поваренная кухонная приправа для пищи, она белого цвета и соленая на вкус. Она находится в природе уже в готовом виде, особенно её много в морской воде, в соленых озерах и источниках, а еще она встречается в виде твердой каменной соли.
Каменная соль образует под землей огромные горы. Такие гигантские горы называют соляными куполами.
В энциклопедии мы прочитали, что соль бывает разных видов, и добывают ее по-разному:
1. Каменную соль добывают в горах в специальных карьерах.
2. Самосадочную соль или озёрную, добывают из пластов на дне соляных озёр.
А еще соль выпаривают или вымораживают из воды озёр и подземных вод. Также узнали, что в пищу используют каменную или самосадочную соль.
Из интернет - источников мы узнали, что человеку ежедневно требуется 8–10 г поваренной соли – этого вполне достаточно, чтобы подсолить пищу. Если использовать соль больше в два раза, то это вредит здоровью, а в три раза – может вызвать у человека разные болезни. Продолжительное время без соли могут обходиться многие народы Севера, например чукчи или эскимосы. Но полностью отказываться от соли нельзя.
Вывод: Оказывается соль – это необходимый строительный материал для каждой клетки человека, поэтому ни один организм не может обходиться совсем без соли.
Из медицинской энциклопедии мы узнали, что соль очень важна для клеток крови человека. Клетки крови имеют определенную форму и оболочку и, чтобы эта оболочка была прочной и клетка крови не лопнула, необходима соль. Поэтому, когда человек теряет много крови, ему вливают не воду, а специальный раствор с солью. Вот почему человек не может прожить без соли.
Вывод: Соль необходимый строительный материал для клетки человека.
Соль необходима человеку для приготовления пищи, для консервирования овощей, для соления грибов, мяса, рыбы и других продуктов. Без соли продукты становятся невкусными.
Вывод: Соль придаёт вкус пище.
А еще мы узнали, что соль лечебная и ее используют в народной медицине. Ей прогревают пазухи носа при насморке и грудь при кашле, соленым раствором поласкают рот при зубной боли, а при ушибах прикладывают соляной компресс на больное место.
В Соль-Илецке есть солёное озеро, где люди лечатся от многих болезней.
Вывод: Оказывается соль лечебное средство.
Приложение №2
Толкование некоторых крылатых выражений.
-Хлеб да соль - вот одно из пожеланий, которым русские люди обменивались, друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли.
Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается, ждать надо не так уж долго: пуд соли (16 кг) двое съедают за 2 года, так как в год человек съедает от 3 до5 кг соли.
Поговорка «Уйти несолоно хлебавши» означает следующее. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие, Налог на соль высокий. Сейчас мы, приготавливая пищу, солим ее. Но не так как делали раньше. Тогда варили, пекли без соли, а пищу солили уже за столом. Часто хозяин своей рукой солил пищу. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А человеку, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе.
Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.
Когда говорят «соль земли», то подразумевают самое главное важное
ценное. А когда говорят «соль вопроса», то имеют в виду особенное
значение этого вопроса.
Приложение №3
1. Соль легко растворяется в воде, поэтому ее легко использовать в пищу:
Взять стакан наполнить до половины горячей водой, насыпать 1 столовую ложку соли и хорошо размешать.
2. Соль и сахар одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу.
Взять две тарелки. Поместить на одну соль, а на другую сахар. Наклониться и понюхать соль и сахар. Затем положить немного соли на язык (она солёная, потом сахар (он сладкий).
3. У соли и сахара разная величина и форма кристалликов.
Нам понадобится увеличительное стекло, щепотка соли и сахара. Поместим по щепотке соли и сахара на тарелках. Возьмём увеличительное стекло и посмотрим на кристаллы соли и сахара.
4. А еще мы научились выращивать кристаллы, они получаются очень красивые.
Необходимо взять баночку с горячей водой, добавлять в неё соль и помешивать до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Получится перенасыщенный раствор соли. Затем нужно его процедить в другую баночку и опустить в неё палочку. Через несколько дней на палочке появятся кристаллы соли.
5. Заполним две банки водой. В одной банке простая вода, в другой – солёный раствор. Аккуратно опустим в обе баночки по яйцу. Яйцо в пресной воде утонет и останется лежать на дне, а в соленой - всплывет на поверхность. Соль повышает плотность воды.
6. Из солёного теста мы сделали различные поделки.
7. А ещё из соли мы делали аппликацию. На фигурку бабочки при помощи клея ПВА мы нанесли соль, а когда клей высох, мы акварелью разукрасили наших бабочек. Получилось очень красиво.
Вывод: После всего, что мы узнали о соли, мы можем твердо сказать, что человек не может обходиться без соли, и что раньше мы ошибалась. Выяснили, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, и имеет широкий спектр применения.
Соль — единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебная соль» для детей 5-6 лет
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращенные кристаллы соли», создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь:каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Палеозойская эра.
Материал: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стаканы с насыщенным раствором соли и веточками с кристаллами, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли, краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.
Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:
«Отдельно я не так вкусна,
но в пище каждому нужна» (соль).
Ответы детей.
В-ль: Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.
Ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.
В-ль: Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями.
И так – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание?
Ответы детей.
(Это значит, что при нагревании воды образуется пар, который поднимается в воздух и выпадает на землю в виде дождя или снега)
В-ль:В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли). Напомнить детям о безопасности: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (в-ль показывает иллюстрации). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?
Ответы детей.
(переход из жидкого состояния в твёрдое путём испарения)
В-ль: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта.
Беседа с детьми о Морской соли.
В-ль: А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.
Каким путем эта соль добывается из моря? - Путем испарения воды под воздействием Солнца (в-ль показывает иллюстрации).
В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет? - Йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
Для кого? – (ответы детей). И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.
За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные ванны, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик).
В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену.
Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам).
На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины и разные поделки. Сегодня мы попробуем это сделать. Я для вас приготовила маленькие баночки с крышечками, соль, разноцветные мелки, листы бумаги.
Сейчас мы с вами будем украшать эти баночки при помощи соли, сделаем их красивыми.
Для этого возьмё м:
-чистый лист бумаги и насыплем на него 3 ложки соли.
-затем берём цветной мелок и круговыми движениями начинаем его растирать по соли, но так чтобы соль оставалась на листе бумаги. Работаем аккуратно.
-Раскрасили? Теперь берём листочек с солью и аккуратно пересыпаем её в баночку. Пересыпали?
- берём следующий чистый листочек, кладём его перед собой, насыпаем 3 ложки соли и берём мелок другого цвета, проделываем то же самое.
Таким образом, мы получаем несколько цветов и, соответственно, несколько слоёв в баночке.
Баночки наши наполнены. Постучите немного ими по столу, чтобы соль чуть-чуть осела. Добавьте немного белой соли и закройте плотно крышечку баночки.
Для того чтобы наши баночки были ещё лучше давайте украсим их ленточками. Вот так!
Наши поделки готовы!
Ребята вам понравилось работать с солью?
Красивые баночки у вас получились?
А если бы вам нужно было их кому – нибудь подарить, кому бы вы её подарили?
Дайте название своей баночке так, чтобы в нём звучало слово «соль».
Молодцы ребята! С заданием справились!
Я благодарю вас за сотрудничество. Мне было очень приятно с вами работать! На память о нашем занятии я дарю вам эти баночки на память.
Спасибо за внимание!