Галина Головникова
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 «Звездочка» городского округа город Мантурово Костромской области
[h3]Проект «Моя семья»
[/h3][/b]
Составила воспитатель: Головникова Галина Николаевна.
Актуальность реализации проекта :
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка …». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект»Моя семья». Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Обучающая:
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Автор проекта : воспитатель: Головникова Г. Н.
Тип проекта :
творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.
Ожидаемые результаты: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения: МБДОУ детский сад №8 «Звездочка».
Сроки проведения: с 1 октября по 30 ноября 2014г.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта :
воспитателя: Головникова Г. Н. Романова Т. В., дети-22 чел., родители-36 чел., 2 бабушки.
Возраст детей:
5 - 6 лет.
Форма проведения:
Анкетирование, занятия, игровая деятельность, беседы, выставки»Герб моей семьи», родительское собрание, изготовление поделок, выставка вышивки к празднику День матери, родительское собрание на тему «Роль дома и семьи в формировании личности ребенка», консультация для родителей «Агрессивные дети», рисунки детей «Моя семья»,, совместная деятельность родителей и детей фотоальбомы «Моя семья» и «Мои увлечения», организована кружковая деятельность «Волшебная иголочка», проведение праздников, газета ко Дню матери Моя мама», развлечение ко Дню матери (посиделки) «Мамочка любимая»(презентация проекта).
Материал и оборудование: игрушка Домовенок, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, настольно-печатная игра»Семья», флешь - карта с записью песен, фотоальбомы, шары, медали, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.
1 этап.
Постановка проблемы:
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья : папа, мама, бабушка, дедушка. дети) .
-Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать одним словом? (семья)
-Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите. (Ответы детей)
-А знаете ли вы своих близких родственников? -Как нужно относится к членам своей семьи?
2 этап практический
Ввод в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
А поможет нам в этом разобраться Домовёнок Кузя (появляется игрушечный Домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта) .Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Кузя» очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. Вместе с ними вы нарисуете герб своей семьи, сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии, а ещё проведём развлечение «Мамочка любимая».
Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление и план реализации проекта. Просьба к родителям обращаться при возникновении каких-либо затруднений, а так же учитывать мнение ребёнка, подхватывать его идеи, поощрять, вселять уверенность.
Организация деятельности проекта.
1. Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», Больница», Магазин».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
- Настольно-печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
2.1 Чтение и заучивание стихов, рассказов и сказок о семье :
Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,»Морозко».
2.2. Беседа: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители».
-2.3. Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.
3. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
.31. Прослушивание и разучивание песен о семье.
3.2. Драматизация по сказке «Репка», «Красная Шапочка».
4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Изготовление подарков ко Дню матери, к презентации» развлечению Мамочка любимая»
.
5. Анкетирование детей.
Цель: выявить знания детей о своей семье : имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек.
6. Выставка «Герб моей семьи».
Цель: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
7. Родительское собрание «Роль дома и семья в формировании личности ребенка»
См. приложение № 3.
8. Составление семейных фотоальбомов «Моя семья» (традиции, увлечения детей и взрослых в будни и праздники) .
Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность и значимость в жизни каждого человека, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
3.11. Акция «Зимующие птицы» (изготовление кормушек для птиц. разместить на участке детского сада) .
Цель: привлечь родителей к оказанию помощи в изготовлении кормушек.
Презентация проекта - развлечение-посиделки «Мамочка любимая».
Цель: повысить интерес к семейным традициям и обычаям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, к маме, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей.
Приложение
Семья
Семья- это вместе все люди когда.
Семья- это радость, любовь и уют.
Когда рядом мы, то беда- не беда.
Счастливые ангелы песни поют.
И кружат над нами тихонько они,
От разных несчастий и горя храня.
Ты маму и папу, Господь, сохрани.
Они- все святое, что есть для меня. ©
Четыре человека теперь в семье у нас
Четыре человека теперь в семье у нас.
Есть мама, папа. Братик вчера на свет родился.
Я через год пойду в свой самый первый класс.
Хотя читать-писать давно уж научился.
Люблю свою семью, ведь нас дружнее нет.
Всегда мы и везде идем по жизни рядом.
Родителей глаза мне дарят добрый свет.
И греют в холода своим влюбленным взглядом.
Вот братик подрастет, я буду с ним играть.
Учить его всему, что сам уже умею.
Родителям своим я буду помогать.
И огорчать я их уж точно не посмею.
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В своей семье не велик расчет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее
Родительское собрание в старшей группе детского сада
«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Выставка детских рисунков "Моя семья"
2. Выставка родительских рисунков "Герб семьи"
3. Анкета для детей "Экскурсия по дому"
4. На стене плакаты с написанными выражениями.
"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм
"Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их" В. А. Сухомлинский.
5. Пригласительные на родительское собрание (виде сердечка).
6. Подборка различных мелодий, магнитофон.
7. Литература для родителей; А. С. Макаренко "Книга для родителей".
8. Тест "закончи предложенья".
9. Игра " отгадай слово из детских "обьяснялок"".
10. Бумажное сердечко с пословицами "объясните значение русской народной пословицы о семье".
11. Цветок настроения.
12. Детские ладошки (дети обвели свою руку).
13. Памятки для родителей.
Подготовительный этап:
1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.
2. Подготовить выставку литературы для родителей.
3. Подготовить памятки для родителей.
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.
-Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.
Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.
Игра:"Цветок настроения"
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Возьмите цветок - оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.
Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Беседа «Герб Семьи".
А сейчас, я предлагаю вам взять свои гербы-семьи и рассказать, что вы изобразили.
Рассказы родителей.
- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово,-"семья".
Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главный профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Игра- отгадать слово из детских "обьяснялок"
Цель: Дать возможность родителям сделать самоанализ своих отношений к ребёнку, папе, маме, бабушке, дедушке, младшему брату или сестре, друзьям детей.
"Она любит готовить, ходить в магазин и тратить деньги, ухаживает когда я болею, ругает когда я не прибираю игрушки, обнимает и целует, говорит -"моё солнышко", папе делает замечания. (мама).
- Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители, не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей - желает своим детям только самого лучшего.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.
- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".
И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание- это наше будущее горе-это наши слёзы".
Пословицы
Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.
- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родили достать из большого сердца – русские народные поссловицы, подумайте и объясните значение пословицы.
"При солнышке тепло - а при матери добро"
"Мать кормит детей - как земля людей"
"Нет лучше дружка - чем родная матушка"
"Не нужен клад - когда в семье лад"
"Хозяюшка в дому - что оладышек в меду или пчела в саду"
"Не красна изба углами - красна пирогами"
"В гостях хорошо - а дома лучше"
"Дома и - стены помогают"
"Мой дом - моя крепость"
"Каковы родители - таковы и детки"
"Жизнь прекрасна - когда дома мир".
Спасибо вам за ваши душевные объяснения.
- Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становиться раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам - родителям, необходимо контролировать в какие игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы смотрит.
Продолжим наше собрание с детских ответов на тему "Экскурсия по дому" а вы уважаемые родители должны угадать у кого мы в гостях. Детям предложили рассказать о своё м доме:
1.- о своей детской комнате
2.- о любимой игрушке,
3.- чем ты любишь заниматься по вечерам.
4.-кто с тобой чаше проводит время из старших.
А сейчас уважаемые родители сделайте для себя вывод.
Большое спасибо вам родители, что вы у нас такие заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их проблемами.
Предлагаем вам игру "Закончи предложение".
Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово - он учится.
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться. (ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться. (быть агрессивным).
3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться. (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться. (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он учиться. (быть благодарным).
6. Ребёнок растёт в честности, он учиться. (быть справедливым).
7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться. (верить в людей).
8. Ребёнка поддерживают, он учиться. (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он учиться. (быть замкнутым).
10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться. (находить любовь в мире).
Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.
. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи : бабушки, дедушки и т. д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.
У детей 5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т. д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других людей.
Итоги собрания:
Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Рефлексия:
Уважаемые родители, дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник).
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
"Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом. " Себастьян. Брант.
В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей, показ фотографий «Как мы живем в детском саду»
Литература:
1. Родительские собрания в детском саду. Осипова Л. Е.
2. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Жучкова Г. Н.
3. Полная энциклопедия народной медицины. О православном воспитании. Изд-во «Олма Пресс». Москва, 1998 г.
Музыкальное приложение: фонограмма "Дорогою добра" М. Минкова