Елена Гореленко
Проект «Моя семья» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Первая младшая группа «Совята»
Воспитатели: Онофрийчук М. С, Гореленко Е. П.
Тема проекта : «Моя семья!».
Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семье; воспитание, чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, народным традициям; воспитание нравственно-патриотического чувства у детей.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Познакомить детей с понятием «семья», «имя», «фамилия» и народными традициями семьи;
Публикация «Проект „Моя семья“ в первой младшей группе» размещена в разделах
• Учить называть членов своей семьи : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки детей (формировать умение играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя семья»;
• развивать крупную и мелкую моторику;
• Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
• Развитие чувства уверенности в себе.
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
Воспитывающие:
• Способствовать сплоченности детского коллектива.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи и народным традициям, учить проявлять заботу о родных людях.
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы, родители
Тип проекта :
• по методу – познавательно – игровой, творческий.
• по количеству участников – групповой;
• по продолжительности – долгосрочный;
Актуальность темы проекта : в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому, народным традициям. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей.
Проблема: Недостаток знаний малышей о своей семье, народных традициях. Недостаточная функция семьи в передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей, традиций. Недостаточное взаимодействие с семьей по вопросам воспитания детей.
Гипотеза проекта : в результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательного проекта «Моя семья» имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развитие родительских отношений, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, воспитание патриотизма и гражданственности.
Интеграция образовательных областей
Прогнозируемый результат:
• Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях.
• Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.
• Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
• Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских-родительских отношений.
• Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Обеспечение проекта :
• Материально – техническое: Предметные картинки. Пальчиковый театр. Дидактические игры «Шнуровки», «Паззлы», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы, малица», резиновые игрушки, массажные мячики. Материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию).
• Учебно-методическое: методическая, художественная и познавательная литература по теме проекта, картотека игр.
• Приёмы и методы реализации проекта :
1. Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3. Оформление выставок, стенда.
4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
5. Проблемные ситуации.
7. Беседы.
8. Консультации для родителей.
9. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
10. Оформление информации для родителей в родительском уголке.
11. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.
Продукт проектной деятельности :
• Фото выставка: «Мы - за здоровый образ жизни», «Народные традиции семьи» (стенд в раздевалке).
• Изготовление альбома «Моя семья»
• Презентация отчет об итогах проекта
Презентация проекта : фото отчет проекта.
Этапы работы над проектом :
I этап – Организационный (март)
• Знакомство родителей с идеей проекта.
• Подбор методической литературы, детской литературы по теме проекта.
• Обновить РППС группы : демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
• Пополнение РППС группы : демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
• Консультация для родителей: «Что такое семья»», «Роль семьи в воспитание ребенка», «Что такое семья глазами ребенка».
• Анкетирование- «Семейные традиции и ценности».
II этап – практический (апрель)
ОО «Развитие речи»
Чтение художественной литературы:
Чтение произведений:
• С. Капутикян «Моя бабушка»,
• Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Баруздин «Мамина работа»
Чтение русских народных сказок:
«Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь».
Беседы:
«Моя дружная семья», «Что такое семья», «Хочу быть как папа», «Как я помогаю дома», «О братишках и сестренках», «О бабушке и дедушке», «Моя любимая мамочка», «Мое имя», «Народная игрушка», «Флаг России».
Занятие:
(развитие речи, художественная литература)
Тема: «Народная игрушка», «Русская народная сказка «Козлятки и волк» (рассказывание)».
ОО «Познавательное развитие»
Ситуативный разговор:
«Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Экскурсия по детскому саду:
Экскурсия в мини-музей детского сада «Матрешки».
Рассматривание сюжетных картин:
«Моя семья!», «У мамы день рождения», «Петушок с семьей».
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры и упражнения:
Д/ и: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Помоги маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела», Матрешки (сказки).
Сюжетно - ролевые игры:
«Семья принимает гостей», «День рожденье куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница».
Настольные игры: «Большие маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная игра: по сказке «Три медведя».
Игры-драматизации по сказкам: «Курочка ряба», «Репка».
Пальчиковая игра: «Моя семья», «Сорока», «Большая стирка», «Оладушки»,
Показ сказки на фланелиграфе: «Курочка ряба», «Маша и медведь».
Занятие (познание)
Тема: «Народная игрушка», «Моя семья»
Конструктивно-модельная деятельность: Конструирование «Домик».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
Продуктивная деятельность:
Рисование нетрадиционным способом ладошкой «Моя семья».
Пальчиковое рисование «Цветочек для мамы», «Папе подарок-кораблик».
Занятие
Рисование Тема: «Народная игрушка» (матрешка, лошадка)
Лепка Тема: «Русская березка», «Неваляшка»
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика «Моя семья»
П/и (хоровод) «Ходит Ваня», «Каравай»
Беседы: «Микробы и мыло».
Совместно с детьми разработать правила чистюли.
Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других, о правилах личной гигиене.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование: «Семейные традиции и ценности».
Тематические консультации: «Что такое семья?», «Роль семьи в воспитание ребенка», «Семейные традиции».
Памятки и рекомендации для родителей: «Мамины ошибки».
Оформление альбома «Моя семья!».
Сотворчество детей с родителями: стенд в раздевалке «Мы –за здоровый образ жизни!», «Народные традиции семьи».
III этап - Заключительный (апрель)
Обобщение результатов подготовленного материала по проекту.
• Фото выставка: «Мы - за здоровый образ жизни!», «Народные традиции семьи» (стенд в раздевалке).
• Изготовление альбома «Моя семья!»
• Презентация отчет об итогах проекта
В результате решения проблемы:
Дети:
• получат необходимую информацию о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
• Имеют представление о родственных отношениях.
• Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким.
Родители:
• повысится компетентность в вопросах семейного воспитания.
• Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
• Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Литература
ФОП ДО
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова. М. А. Васильева Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы Мозайка-Синтез 2021г.
Н. С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий-Москва «Скрипторий 2003» 2014.
Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности издательство Мозайка-Синтез Москва 2008.
В. В. Гербова, А. И. Максанова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада Москва «Просвещение» 1986.