Вера Базарова
Проект «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Сахюртинский детский сад «Чебурашка»
Проект «Моя родословная»
Выполнила: воспитатель 2-ой младшей группы
Базарова В. Ч.
с. Сахюрта
2016г.
Тема: «Моя родословная»
Неуважение к своим предкам есть первый признак
дикости и безнравственности.
А. С. Пушкин.
Публикация «Проект „Моя родословная“» размещена в разделах
История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогает лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями.
Кроме того можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории семьи позволяют принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять им терпение, заботу и внимание. Даже, если в роду были и есть какие-либо трудности, важно понять, что это преодолимо, нужно только осознать свою задачу и взять на себя ответственность: своими делами, поступками и достижениями восстановить добрые начала своего рода.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна для обеспечения преемственности со школьным обучением, в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле слова - преемственности поколений, исторического развития в целом.
Проблема:
1. Незнание родителями и детьми своей родословной.
2. Необходимость изучить, составить и сохранить родословные.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к своим родным, семье.
Задачи:
Образовательные: Формировать элементарные представления о родословной.
Развивающие: а) расширять представление о семье;
б) формировать представление о родственных отношениях;
в) обогащать словарный запас терминами родства.
Воспитательные: а) воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи, культурному наследию поколений;
б) воспитывать чувство гордости за поступки, достижения рода, семьи.
Метод проекта : поисково-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети средней, старшей групп, группа предшкольной подготовки, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, администрация детского сада.
Ожидаемый результат: Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создаёт более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несёт в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребё нка:
а) терпение и сочувствие к членам семьи, родным и близким;
б) взаимопомощь в трудных жизненных ситуациях.
Предварительная работа:
1. Овладение педагогами ДОУ (ДОО) основами составления родословной.
2. ООД по областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
3. Знакомство детей с историей генеалогии, повторение терминов родства, рассматривание таблиц родства А. С. Пушкина.
4. Знакомство детей с обычаями и традициями русского и бурятского народов.
5. Беседы со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов.
6. Собирание фотографий.
Работа с родителями воспитанников:
1. Консультации и рекомендации по составлению родословной.
2. Собирание фотографий детей и родных.
3. Создание эскизов оформления родословной.
4. В младшей группе – составление родителями семейного альбома, в средней, старшей группах и группе предшкольной подготовки – составление родословной.
Совместная подготовка родителей и детей к праздникам «Золотая осень», «Новый год», «Сагаалган», «День защитников Отечества», «Международный женский день 8 марта», «День Победы», «День защиты детей».
Презентация: Оформление выставки работ «Образ моей семьи», «Моя родословная».
Мероприятия, проводимые в ходе проекта
Содержание
Задачи
Формы работы
Методы и приёмы
Семья, место работы родителей Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам,прививать уважение к труду родителей. ООД по областям, совместные с родителями досуги, праздники, фотовыставка «Поколения», вечера встреч в «Семейной
гостиной», экскурсии к месту работы некоторых родителей, дидактические, сюжетно-ролевые, игры. Беседы об обычаях и традициях «Семейные традиции», об именах, о происхождении фамилий; составление рассказов по сюжетной картине «Семья», о своей семье, о будущей профессии; заучивание стихотворений; обогащение словарного запаса терминами родства; составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»; рисование: «Наши деды – бравые солдаты», «Лучший в мире папа», «Портрет моей бабушки», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!»; лепка: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Ромашки маме», «Папины инструменты»; аппликация: выполнение поздравительных открыток к праздникам – Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта; конструирование: «Дом моей мечты» : восприятие художественной литературы и фольклора: С. Баруздин «Мамина работа», Н. Носов «И я помогаю», Э. Мошковская «Про бабушку», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», беседа «Кто это такие – родные, друзья, соседи?»
Родной очаг, интересное в нашем доме Воспитывать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём порядок, помогать взрослым членам семьи, воспитывать внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи. Сюжетно-ролевые, дидактические игры, экскурсии к месту жительства некоторых детей, театрализованная деятельность, концерты. Беседы «Мой адрес», «Моя любимая игрушка», Отдых с семьёй», «Домашние праздники»; творческое рассказывание «Наши любимые питомцы»», «»Выходной день в моей семье»; конкурс мам и детей «Любимое блюдо нашей семьи»; изобразительная деятельность: дети рисуют эскиз для аппликационного панно «Образ моей семьи»; межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!».
Как составить свою родословную
Рекомендации по составлению родословной
Для серьёзного увлечения составлением родословной требуется создание определённой материальной базы. Нужно приобрести:
1) Несколько тетрадей или файловых папок для родословных таблиц и росписей;
2) Несколько архивных папок, куда можно положить документы или их копии, фотографии;
3) Фотоальбом.
Собранные материалы составят семейный архив, который будет постепенно разрастаться. Для работы необходимы диктофон (магнитофон, планшет, фотоаппарат, компьютер, видеокамера, сканер, ксерокс.
Составление родословной следует начать с описания живущих родственников. Если с поиском сведений в архивах можно не торопиться, то общение с родственниками не терпит отлагательства, особенно если эту информацию хранят люди преклонного возраста. Благоприятное время для расспросов – совместная работа, семейные праздники в небольшом кругу, без посторонних людей. Необходимо обращать внимание на рассказы старших, которым в повседневной жизни обычно не придаётся значения, например: «Когда мы переехали…», «До войны мы жили…», «Когда родился твой папа…» и т. д. Обязательно нужно уточнять, когда происходили эти события, с чем они были связаны, стараться делать хотя бы краткие записи о них. Родственникам, живущим в других городах, сёлах, областях или даже за границей, можно рассказать о своей работе по изучению истории семьи рода.
Собранные сведения послужат основой для составления не только родословных таблиц, но и родословных или поколенных росписей, включающих фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения родственников. Упоминается также, где они воспитывались, какое образование получили, где жили и какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Поскольку в родословную могут быть включены и отдалённые предки, то для рождённых до 1917 года, как правило, указывается сословие. Родословная роспись также традиционно содержала информацию о вероисповедании. В сведения об умерших включаются дата смерти и место погребения. При составлении родословного описания принято приводить ссылки на документы, источники, из которых взяты сведения. На начальном этапе работы родословная роспись может быть оформлена произвольно. В дальнейшем же следует обратиться к специальной литературе, в которой описаны правила оформления поколенных росписей и других документов, входящих в родословную. С этой целью можно познакомиться с работами известного русского генеалога Л. М. Савёлова, одного из ведущих современных специалистов в этой области М. Е. Бычковой, генеалогов-любителей А. Н. Онучина, Ю. Ф. Миронова, педагога В. С. Мартышина, а также воспользоваться ресурсами Интернета.
Существуют два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии. Родословную необходимо оформлять соответствующим образом, для чего в генеалогии существуют специальные документы: таблицы, досье, росписи, карточки. Таблица-схема показывает отношения родства, но в неё невозможно внести биографические сведения о каждом из членов рода, поэтому их обязательно дополняют родословные росписи, которые и содержат краткое жизнеописание каждого из членов рода. Досье помогает сгруппировать документы по истории семьи, карточки – найти сведения о конкретном человеке.
Знакомство с терминами родства для составления родословной
В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила. Согласно которым составляется родословная. С некоторыми из них необходимо познакомиться.
Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т. е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки. Правнуки. Членами рода являются как мужские потомки (сыновья, так и женские (дочери, однако потомки дочерей в состав рода уже не входят, потому что являются членами родов своих отцов. В течении исторического развития в рамках родов появились фамилии, которые также традиционно передаются от отца к сыну. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий «род» и «фамилия».
Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода, того, что его отличает.
Существуют два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии. Родословную необходимо оформлять соответствующим образом, для чего в генеалогии существуют специальные документы: таблицы, досье, росписи, карточки. Таблица-схема показывает отношения родства, но в неё невозможно внести биографические сведения о каждом из членов рода, поэтому их обязательно дополняют родословные росписи, которые и содержат краткое жизнеописание каждого из членов рода. Досье помогает сгруппировать документы по истории семьи, карточки – найти сведения о конкретном человеке.
При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам.
Для оформления линии восходящего родства широко используется круговая таблица. Таблица восходящего родства показывает только кровно-родственные отношения. В неё нельзя включить имена братьев и сестёр, их потомков (боковые линии родства, поэтому она малоинформативна.
Однако восходящая родословная, включающая таблицы и росписи, более всего отвечает задачам начального этапа, когда информации ещё немного и получена она только со слов родственников. На следующем этапе, когда уже имеются сведения о более или менее отдалённом родоначальнике, можно приступить к составлению нисходящей родословной.
Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Этот вид родословной более удобен в качестве справочного материала; кроме того, нисходящая родословная более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода в течении столетий.
Согласно российской традиции составления родословных таблиц, в верхней строке помещают имя родоначальника, а далее располагаются поколения его потомков – каждое строго на своей горизонтали.
Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего по мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.
Родословная – традиция российской культуры
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Термин «родословие» использовался в России с ХI века и до начала ХХ в. ; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствует о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого-девятого колена. Старинный термин «колено» интересен сам по себе. Он символизирует рождение человека в череде предков и потомков. Если отсчитывать колена по линии прямого кровного родства, то это термин будет синонимичен понятию «поколение». В русском языке существуют специальные слова, обозначающие отношения кровного родства по прямой линии, часть из которых в настоящее время забыта или редко употребляется. Дети, родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, прапрадеды и прапрабабки, пращуры и пращурки, прапращуры и прапращурки – всего семь поколений. Традиционным являлось знание не только прямых предков, но и боковых линий родства. Как правило, эту традицию связывают с церковными запретами на вступление в брак близких родственников. Близость родственных отношений определятся числом колен, которые в этом случае близки по значению к понятиям очереди или степени родства. Например, чтобы узнать, сколько степеней родства между сыном и племянником – двоюродными братьями, нужно выяснить, кто является их общим родоначальником. Это дедушка. При подсчете рождений от дедушки к сыну получается два рождения: сначала мать или отец, затем от них сын. Столько же у племянника. Число рождений складывается, в результате получается 4. Следовательно, двоюродные братья находятся в четвертой степени родства. Православная церковь запрещала браки до четвертого колена включительно, русская народная традиция распространяла этот запрет до седьмого колена, считая троюродных братьев и сестер также близкой родней.
В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далекие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети внуки. Корни и древо жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни, бытовавшее в русской традиционной культуре, составил А. Н. Афанасьев. Известная пословица: «яблоко от яблони не далеко падает». Православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровная, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. О том же говорит нам и старинная народная песенка потешка.
Ах ты, деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Древо жизни растет, если младшие поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.
Семья. Воспитание детей у бурят.
Издревле у бурят главой семьи считался отец. С течением времени, когда отцу исполнялось много лет, фактическое главенство переходило к старшему сыну. Официально женщина никогда не была главой семьи, если в семье был хотя бы один мужчина, даже малолетний мальчик, родной или усыновленный, внук от сына или дочери.
С малых лет детей приучали знать своих предков по мужской линии. Отец или дед перечислял около десяти и больше поколений, рассказывал мальчику, кто от кого был рожден, и путем многократных повторений добивался того, что мальчик заучивал свою родословную. Необходимо было знать всех своих дядьев, теток, двоюродных и троюродных братьев и сестер. По материнской линии ограничивались знанием дедушки и бабушки, братьев и сестер матери и их детей.
Дети называли отца - аба (папа, мать – эжы (мама, дедушку по отцу - хугшэн аба (старый папа, бабушку по отцу – хугшэн эжы (старая мама, дедушку по матери – нагаса аба, бабушку по матери – нагаса эжы.
Братья отца для племянников будут абага (дядя, но племянники каждого из них называют персонально: ахай, дунда-ахай, баабай, баахан-ахай, бишыхан-ахай. Сестры отца для племянников – абага эгэшэ, но племянники называют их, а также и старших сестер – абагай, абжаа, дунда абагай, хээтэй абагай. Мужей теток и старших сестер называют – хуряахай. Жены братьев по отношению к друг другу – абьhан. Мужчины, женатые на сестрах (свояки) – база. Дети братьев – уеэлэ, а дети этих уеэлэ – хаяали, дети сестер – булэ. Внуки от сына – аша, правнуки – гуша, праправнуки – душэ, внуки от дочерей- зээ.
У агинских бурят широко распространен обычай усыновления детей. Бездетные или малодетные семьи усыновляли детей обычно в младенческом возрасте. Недаром у бурят говорят: «Люди сетуют не на бедность, а на бездетность». Каждая бездетная семья старалась усыновить детей, в особенности мальчиков, чтобы они продолжили род и не дали погаснуть огню в очаге.
Устойчивость семейного уклада поддерживалась воспитаниям детей в духе уважения к обычаям и правилам, которые определяли взаимоотношение людей в семье и обществе. Основной заповедью нравственного воспитания считалось внушение детям почтительного повиновения старшим.
Когда ребенку исполнялось 2-3 года, его приучали здороваться и вставать, когда в дом входили старики, а немного позже, подносить гостям чай, подавать людям что-либо или принимать от них полагалось только правой рукой, в случае надобности, проходить не перед сидящим, а позади него, сидеть нужно было не вытягиваясь в сторону старших, не пересекать им дорогу, не вмешиваться в их разговор (старших, еду – мясо, молочные продукты с общей тарелки не доставать раньше старших, гостей встречать и провожать у коновязи.
К старшим младшие должны были обращаться на вы, прибавлять к имени почтительные определения «аха» (для мужчин) и «эгэшэ» (для женщин). К старшим братьям и сестрам нужно было обращаться на «вы», их называли без добавления имени: ахай, средний ахай, малый ахай, баабай, маленький ахай; абагай, абжаа, средняя абагай, хээтэй абагай (сестры).
Почитание родителей считалось первейшей и святейшей обязанностью детей. С малых лет внушалось детям, что они обязаны «отплатить» родителям долг за то, что они вырастили их и создать им условия для спокойной и безбедной старости. Оставить родителей без признания считалось величайшим грехом. И надо сказать, что среди бурят не было ни одного старика, который был оставлен детьми без внимания.
С малых лет дети на примере родителей учились гостеприимству, чем испокон веков славились буряты. Каждый человек, независимо от религиозной и национальной принадлежности, находил приют и покой в юрте бурята, заплатить за гостеприимство чем-либо, означало оскорбить хозяина точка. Существовало устойчивое выражение: «зонтой айл, зон угы айл» (семья посещаемая народом, (гостеприимная) и не посещаемая народом). Первая считалась хорошей, ко второй относились пренебрежительно. Была поговорка: «хуниие хундэлхэ – оорыгоо хундэлхэ» (уважишь человека – уважишь себя).
Родители учили, что от приема гостей, от помощи другим люди никогда не беднеют. Старики при каждом подходящем случае приводили поговорки о том, что человек без людей не имеет силы, не может жить: «hурэгhоо таhарhан мал шонын хунhэн, нухэдhоо таhарhан хун дайсанай хунhэн» (скот, отбившийся от стада – пища для волков, человек оторвавшийся от товарищей – пища для врага).
Как и все трудовые люди, буряты считали труд источником жизни. Недаром бытовала поговорка: «ажалша хун ама дуурэн, ажалгуй хун хубхай дуурэн» (у работящего рот полный, у лентяя пустой).
Ребенка с трех- четырех лет приучали выполнять несложные работы: принести дрова, сходить за пасущимся недалеко молодняком, загнать скот во двор или выгнать. С трех-пяти лет начинали обучать верховой езде, а с пяти-шести лет – возить копны, пригонять скот, поить коня, а чуть постарше – помогать выделывать кожу, пилить дрова, убирать навоз, девяти-десяти летние дети начинали косить сено.
С патриархальным бытом были связаны и представления о недопустимости воровства. Старая поговорка гласила: «нэрээ хухаранхаар, яhаа хухарбал дээрэ» (лучше сломать свою кость, чем опорочить свое имя). Если бурят попадался в воровстве, то раз и навсегда терял свое доброе имя.
Достойными людьми считались люди честные, степенные, смелые, стойкие, благонравные, спокойные, разумные, гостеприимные, уважительные. Не уважали нечестных, безвольных, легкомысленных, капризных, крикливых, хныкающих, жалующихся на свою судьбу. Не достойной слабостью считалось даже публичное выражение горя при утрате родных. Старики воспитывали у молодых стойкость и твердость характера, говоря: «холо гэжэ бу сухэрэ – ябааhаа хурэхэш, хундэ гэжэ бу сухэрэ – ургооhаа даахаш» (не отчаивайся, что далеко, будешь стремиться - поднимешь).