Ольга Ступина
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Обоснование для разработки проекта -Дети недостаточно знают об истории города Братска, жилого района Гидростроитель, заводах, предприятиях, улицах, достопримечательностях.
- Стимулировать детей к накоплению социального опыта жизни в своём городе, жилом районе, усвоении принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщению к миру его культуры.
Инновационные идеи проекта Музейная педагогика : Создание мини - музея «Гидростроитель»
Развивающие методы обучения:
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Мнемотехника, коллажи, моделирование, алгоритмы, творческие задания, проблемные ситуации;
Исследовательские методы и приё мы:
Использование разнообразных источников получения информации (научная и познавательная литература, Интернет, получение информации от взрослого) для создания мини - музея «Гидростроитель»
Метод проектов :
Разработан проект создания мини - музея «Гидростроитель»
Потенциальные заказчики проекта и потребители Администрация МБДОУ «ДСКВ № 45», родители и дети старшего дошкольного возраста.
Разработчики проекта Дьячкова Наталья Ивановна
Тема проекта Создание мини – музея «Гидростроитель»
Цель проекта Расширение у детей представлений о малой родине Гидростроителе.
Задачи проекта Воспитывать любовь, уважение к родному городу, интерес к прошлому своей малой родины.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, жилому району Гидростроитель, уважение к его традициям и обычаям.
Сформировать представление о родном городе, как частицы большой страны России.
Активно проявлять патриотические чувства.
Формировать нравственные качества и чувства сопричастности к родному городу, жилому району, к культурному наследию своего народа, к природе родного края.
Интеграция видов детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность
Подбор познавательной литературы.
Подбор художественных произведений (писатели города Братска).
Игровая деятельность:
Формирование умения принимать игровую задачу.
Формирование умений вступать в игровое общение с
сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетные, словесные, пальчиковые игры)
Трудовая деятельность:
Формирование стремления помогать взрослым.
Сбор иллюстраций.
Оформление мини – музея
Изготовление экспонатов для музея
Коммуникативная деятельность:
Обогащение речевого словаря за счёт новых понятий и слов.
Развитие связной монологической речи в составлении рассказов о Гидростроителе с использованием, макетов, мнемотаблиц.
• Стимулирование речевого творчества детей.
Восприятие художественной литературы:
Чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.
Продуктивная деятельность:
Изготовление макетов, коллажей, рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
Двигательная деятельность:
Физкультминутки.
Конструирование:
Развивать умение работать совместно.
Закрепить умение анализировать предмет, выделяя в нем основные функциональные части и особенности строения.
Составлять схематическое изображение предмета, без использования образца. Построить предмет по своему схематическому воображению.
•
Результаты • Создание мини – музея «Гидростроитель»
• Организация фотовыставки «Улицы Гидростроителя».
• Изготовление макетов «Гидростроитель».
Сроки и этапы реализации проекта 1и 2 недели ноября.
1 этап – подготовительный
2 этап – основной.
3 этап - итоговый
Координатор Бритова Е. В.
Старший воспитатель
Заказчик: родители и дети подготовительных групп
Исполнители: МБДОУ «ДСКВ №45», воспитатели: Дьячкова Наталья Ивановна.
Поддерживающие организации: МБДОУ «ДСКВ №45»,библиотека семейного чтения № 6.
Руководитель проекта : МБДОУ «ДСКВ №45» Бритова Е. В. Старший воспитатель.
География проекта : Иркутская область, г. Братск, ж/р. Гидростроитель, ул. Сосновая 24.
Сроки выполнения:1и 2 неделя ноября.
Стоимость проекта : 500 рублей – приобретение и изготовление пособий, дисков о жилом районе Гидростроитель, городе Братск. Приобретение иллюстративного и наглядного материала.
1. Обоснование выбора проекта
2.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Он формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Это является важной педагогической задачей. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по воспитанию любви к родному городу нужно продумать, о чём рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего жилого района, доступно показать связь посёлка со всей страной.
Мы живём и работаем в городе Братске. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. Нам предстоит помочь детям узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя Братск. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, посёлок, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Сформировать определённые представления о родном городе Братске, жилом районе Гидростроитель, его истории, культуре, природе.
3. Этапы реализации проекта :
1 Подготовительный:
- составление плана мероприятий, игр и других видов детской деятельности;
- приобретение наглядно - иллюстративного материала;
- подбор детской и методической литературы по теме;
- приобретение видеозаписей;
- систематизация материала по реализации проекта.
Основной:
- формы работы с детьми:
• словесные, развивающие игры,
• развлечение КВН,
• беседы, рассказы,
• сюжетно - ролевые игры,
• чтение художественной литературы,
• продуктивная деятельность,
• трудовая деятельность,
• изготовление дидактических игр («ГЭС», «Узнай по описанию»)
• просмотр презентаций,
• изготовление макетов,
• подбор иллюстраций,
• экскурсии,
• посещение мини – музея «Гидростроитель»,
• фотовыставка;
• составление кроссворда,
• участие в НОД.
- формы работы с семьями воспитанников
• конкурсы,
• выставки,
• творческие задания.
3. Итоговый:
• Обработка и оформление материалов проекта
• Открытый показ совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия по жилому району «Гидростроитель»
• Показ презентации «Гидростроитель».
• Проведение детьми экскурсии в мини музее «Гидростроитель».
3. Ожидаемые результаты:
- Создание мини – музея «Гидростроитель»
- Обогащение знаний детей о жилом районе «Гидростроитель», родном городе.
- Самостоятельное ведение экскурсий детьми
- Создание макетов «Улицы Гидростроителя»
- Создание презентации «Мой родной Гидростроитель»
- Расширится активный словарь детей (Братчане, земляки, Гидростроитель, первостроитель)
- Сформируется устойчивый интерес к изучению данной темы
-Развивается связная речь, обогащается и активизируется словарь детей
- Появится желание участвовать в традициях города и горожан, в социальных акциях.
-Сформируется чувство гордости к родному городу, уважение к его истории, людям, которые в нем живут и работают
4. Источники финансирования: заведующий МБДОУ «ДСКВ №45», родительский комитет.
5. Реализация проекта предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях:
• Совместная деятельность с детьми.
• Взаимодействие с семьями воспитанников.
• Самостоятельная деятельность детей.
6. Цель проекта :
Расширение у детей представлений о малой родине Гидростроителе. 7. Задачи проекта :
• Воспитывать любовь, уважение к родному городу.
• Воспитывать интерес к прошлому своего города.
• Пробудить в детях чувство любви к своему городу, жилому району Гидростроитель, уважение к его традициям и обычаям.
• Формировать нравственные качества и чувства сопричастности к родному городу, жилому району, к культурному наследию своего народа, к природе родного края.
• Сформировать представление о родном городе, как частицы большой страны России.
• Активно проявлять патриотические чувства.
• Воспитание личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
• Систематизация знаний о городе, жилом районе Гидростроитель.
8. Этапы проекта
I этап – подготовительный 1 неделя ноября
№ п/п Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1. Подбор детской художественной литературы по данной теме. Познакомить с художественными произведениями о городе, расширять кругозор детей. Воспитатель Понедельник
2. Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с достопримечательностями
родного города Побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности. Воспитатель
4. Приобретение, изготовление практического и наглядного материала. Обогащение и расширение представлений о малой родине жилом районе «Гидростроитель» Воспитатель, родители Вторник
5. Оформление родительского уголка : размещение консультаций, рекомендаций по теме. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с жилым районом «Гидростроитель» Воспитатель В течение недели
6. Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о малой родине жилом районе «Гидростроитель» Обогащение и расширение представлений о малой родине жилом районе «Гидростроитель» Воспитатель В течение недели
7. Опрос детей «Знаешь ли ты свой город, в котором живешь?» Расширять кругозор детей, воспитывать желание узнать больше о родном городе. Воспитатель В течение недели
8. Разработка кроссворда тема «Улицы города» Развивать память, логическое мышление. Закрепление представлений о названии улиц города. Воспитатель четверг
II этап – основной
2 неделя ноября
№ Мероприятия Задачи Участие педагога Участие родителей
Понедельник
1 Совместная НОД на тему: виртуальная
«Экскурсия по жилому району Гидростроитель» Формировать представление детей о малой родине жилом районе «Гидростроитель» Расширять интерес к жизни и культуре людей живущих в Гидростроителе. Организация и проведение
совместной непосредственно образовательной деятельности. Подбор наглядного материала.
2 Изготовление дидактической игры «ГЭС»
Расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий. Изготовление дидактических игр.
Подбор иллюстративного материала.
3 Беседа на тему «Они прославили наш город» Знакомство детей с историей и культурой города Братска, жилого района Гидростроитель.
Проведение беседы. Подбор сведений и иллюстраций. Помощь в подборе материала
4. Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. Воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов Создать условия для изготовления атрибутов Помощь в подборе материала
5. Продуктивная деятельность: аппликация «Многоэтажные дома» Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации Создать условия для проведение НОД
6. Коммуникативная деятельность: Рассказ воспитателя о жизни людей, строителях Гидростроителя и Братской ГЭС. Расширять кругозор детей, воспитывать любовь к родному поселку. Расширять интерес к жизни людей строителях Гидростроителя и Братской ГЭС. Подбор сведений и иллюстраций. Подбор журналов, иллюстраций
7. Просмотр презентации «Гордость моего народа» Познакомить с ветеранами, основателями города Братска, коренными жителями, писателями.
Изготовление презентации Предложить дома о людях которыми гордится наш поселок
8. Чтение художественной литературы: Жернакова Юрия «Сказы об Ангаре» Закреплять умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы о реке, на которой построен наш город.
Создать условия для восприятия произведения. Творческое задание: Рисование с детьми дома на тему о прочитанном.
Вторник
1. Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Создать условия для сюжетно- ролевой игры. Оказание помощи в изготовлении атрибутов
2. Продуктивная деятельность: Лепка
«Животные родного края».
Физкультминутка
«Две свинки».
Формировать умение детей, лепить из соленого теста скульптуры животных. Создать условия для лепки. Помощь в организации выставки игрушек
«Животные родного края».
3. Коммуникативная деятельность: Рассказы детей из личного опыта
о малой родине жилом районе «Гидростроитель» Формировать умения детей составлять творческие рассказы, обогащать речь, через чувственный опыт. Поведение НОД.
Организация фотовыставки. Участие в фотовыставке
жилой район «Гидростроитель»
4. Трудовая деятельность: Создание книжек самоделок на тему «Гидростроитель» Закреплять умение трудиться сообща. Создать условия для трудовой деятельности. Оказание помощи в подборке материла
5. Познавательная деятельность:
Моделирование «Что есть в нашем поселке, нарисуй знаками» Закреплять умение знаками обозначать объекты. Организация
совместной непосредственно образовательной деятельности.
6. Изготовление макета «Наш детский сад» Расширять кругозор детей, воспитывать любовь к родному поселку. Закрепить технические навыки: умение наклеивать, вырезывать. Создать условия для изготовления макета Оказание помощи в изготовлении атрибутов
7. Конкурс книжек – малышек на тему «Гидростроитель» Систематизация, совершенствование представлении о городе, жилом районе Гидростроитель.
Организация выставки. Помощь в изготовлении книжек - малышек
Среда
1. Виртуальная экскурсия по Гидростроителю Расширять кругозор детей, воспитывать любовь к родному поселку. Систематизировать и обогатить представление детей о родном Гидростроителе. Проведение НОД
Организация
совместной непосредственно образовательной деятельности.
2. Аппликация на тему:
«Город будущего».
Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации Организация и проведение НОД по аппликации. Предложить дома побеседовать на данную тему
3. Экскурсия в библиотеку семейного чтения № 6 Пробудить в детях чувство любви к своему городу, жилому району Гидростроитель, уважение к его традициям и обычаям. Сотрудники библиотеки, воспитатель Сопровождение детей на экскурсию
4. Подбор иллюстраций для изготовления коллажа «Гидростроитель» Закрепить представления о Гидростроителе. Совершенствовать умение работать в коллективе Создание условий для изготовления коллажа. Помощь в поиске иллюстраций к коллажу
5. Конструирование «Бульвар Орлова» Воспитывать чувство любви, уважения к родному поселку.
Познакомить с героем, который жил в нашем поселке. Создать условия для конструирование. Помощь в организации экскурсии на бульвар Орлова
6. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» Закреплять знания о достопримечательностях города, отгадывать и называть их. Изготовление и оформление игры.
7. Развлечение КВН «Гидростроитель» Совершенствовать знания детей о жилом районе Гидростроитель. Составление сценария КВН и проведение Предложить принять участие в КВН
Четверг
1. Чтение стихотворения Гостевой О. Ю. «Мой город». Формировать нравственные качества и чувства сопричастности к родному городу, жилому району, к культурному наследию своего народа, к природе родного края. Создать условия для прослушивания стихотворения и рассматривания иллюстраций к нему Помощь в поиске иллюстраций. Повторение стихотворения дома.
2. Создание газеты «Достопримечательности жилого района «Гидростроитель» Закреплять представление детей о достопримечательностях жилого района «Гидростроитель Создать условия для создания газеты Оказание помощи в изготовлении газеты.
3. Чтение стихотворения Жернакова Юрия «Приангарья Древний сказ». Познакомить со стихотворением нашего земляка Жернакова Юрия. Помочь пониманию характерных оттенков в стихотворении, вызвать интерес к стихотворному творчеству. Создать условия для рассматривания иллюстраций к стихотворению Предложить создать конкурс рисунков к стихотворению
5. Конкурс фотовыставка среди родителей и детей «Где я живу»
Способствовать развитию познавательного интереса детей к малой родине жилом районе «Гидростроитель» Создать условия для проведения конкурса. Предложить дома с детьми повторить все о поселке «Гидрострои
тель»
6.
Рассказывание по мнемотаблице о родном Гидростроителе. Закреплять представления детей о достопримечательностях жилого района «Гидростроитель Создать мнемотаблицы на данную тему. Предложить дома с детьми повторить все о поселке «Гидрострои
тель»
7. Лепка «Братская ГЭС».
Формировать умение детей, лепить из соленого теста, передавая форму, пропорции, характерные детали, пополнять коллекцию музейными экспонатами в мини-музее. Создать условия для лепки Консультация для родителей «Как лепить из соленого теста»
Пятница
1. Игры с макетом «Жилой район Гидростроитель» Формировать нравственные качества и чувства сопричастности к родному городу, жилому району, к культурному наследию своего народа, к природе родного края. Создать условия для игры с макетом. Предложить принять участие в конкурсе макетов «жилой район Гидростроитель»
2. Слушание песни Александры Пахмутовой
«По Ангаре» Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать умение внимательно слушать музыкальное произведение. Создать условия для прослушивания произведения
3. Дидактическая игра «Достопримечательности» Закреплять умения выполнять игровые действия по правилам, обдумывать свои действия в процессе игры. Формировать умение находить знакомые объекты – достопримечательности поселка, умение доказывать свою точку зрения. Организация и проведение дидактической игры.
4. Конкурс презентаций «Достопримечательности Гидростроителя»
Закреплять представления о родном посёлке. Развивать познавательный интерес к строениям Гидростроителя. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за малую родину. Организация конкурса «Достопримечательности Гидростроителя»
Создание презентаций
5. Составление и отгадывание загадок о «Ж. Р. Гидростроитель» Закреплять умение отмечать в загадках характерные особенности жилого района «Гидростроитель» Составление схем для отгадывания и составления загадок.
6. Рисование восковыми мелками «Моя любимая улица» Воспитывать чувство любви, уважения к родному поселку. Развивать воображение. Закреплять навыки рисования восковыми мелками Организация условий для рисования восковыми мелками
7. Составление рассказа по своим рисункам на тему «Жилой район «Гидростроитель» моя малая родина». Воспитывать желание составлять небольшие рассказы. Закреплять умение составлять рассказы, строить сложные предложения, развивать речевое творчество. Организация и проведение НОД Предложить дома составить и записать небольшие рассказы о родном посёлке.
Словесная игра «Угадай по описанию» Закрепить знания о достопримечательностях города, формировать умение отгадывать и называть их, опираясь на прослушанные короткие рассказы воспитателя и детей. Организация игры, показ иллюстраций. Предложить дома составить с детьми небольшие рассказы о достопримечательностях Гидростроителя.
Развивающая игра «Найди отличия» Закрепить представления детей о жителях старого и современного города. (Как выглядели, одевались, во что играли дети, старинные и современные улицы) Организация игры, показ иллюстраций. Предложить дома составить ребенком игру и закрепить отличия.
Развивающая игра «Что сначала, что потом» Закрепить представление детей о рождении города, находить и исправлять ошибки других, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Иллюстрации о городе начиная с бурятского стойбища и заканчивая современной архитектурой. Помощь в поиске иллюстраций.
IV этап– итоговый
• Обработка и оформление материалов проекта
• Открытый показ совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия по жилому району «Гидростроитель»
• Показ презентации «Гидростроитель».
• Проведение детьми экскурсии в мини музее «Гидростроитель».
№ п/п Мероприятия Цели Ответственные Сроки выполнения
1. Обработка и оформление материалов проекта Систематизация
наглядного,
дидактического,
практического
материала. воспитатель Пятница
2. Открытие мини - музея
«Жилой район Гидростроитель». Обогащение и расширение знаний и представлений о родном посёлке Гидростроитель, развивать познавательный интерес к посещению музея. Закреплять правила поведения в музее. Воспитывать патриотические чувства. воспитатель
3. Проведение экскурсии для детей средней группы.
9. Оценка ожидаемых результатов
• Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
• Составлять творческие и описательные рассказы о родном посёлке.
11. Методическое обеспечение.
1 Методы и приёмы обучения.
Методы Приёмы
Наглядный Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.
Информационно-рецептивный. Совместная деятельность воспитателя и ребёнка. Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
Практический. Придумывание своих творческих рассказов о посёлке в мини-музее.
Словесный. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
2 Дидактический материал.
Вид Тематика
Макеты «Братская ГЭС»
«Любимая улица»
«Ж. Р. Гидростроитель».
Сюжетные картинки «Ж. Р. Гидростроитель»,
«Бульвар Орлова»
«Достопримечательности Гидростроителя»,
«Достопримечательности города Братска».
Технические средства. Презентация «Достопримечательности Гидростроителя».
10. Литература:
1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2011г.
2. Жернаков Юрий «Братская сказка загадка», г Братск, 1997 г.
3. Жернаков Юрий «Приангарья Древний сказ»,г Братск, 2003 г.
4. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
5. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011 .
6. Ветохина А. Я, Дмитренко З. С, Жигналь Е. Н, «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Санкт – Петербург ДЕТСВО – ПРЕСС, 2010 г.
7. Материалы 2 межмуниципальной научно – практической конференции (Братск, 24 марта 2014г., «ФГОС – Инновационный ресурс развития образования» Братск 2014г.
8. Под редакцией Кондрыкиной Л,А. «С чего начинается Родина» Москва 2005г.
9. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Как научить детей любить Родину» Москва 2005 г.