Клыкова Галина Анатольевна
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитывать у ребёнка любовь к родному селу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта : групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный.
Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному селу, семье.
Задачи:
• расширить знания детей о родном селе;
• формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
• формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям,
• развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)
• вызвать интерес к литературе по данной тематике;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье;
• привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Прогнозируемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего села, достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Сроки реализации проекта : 27 июля – 7 августа 2020 года
Место проведения проекта :
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Малыш» с. Красное Липецкой области.
Участники: дети средней группы «Колобок», родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей по теме. (приложение № 4)
2. Определение цели и задач проекта.
3. Составление плана работы по этапам.
4. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
5. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
6. Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
7. Подбор художественной литературы.
8. Создание предметно-развивающей среды.
Основной этап
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Задачи
1. Экскурсия по территории детского сада
Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада.
2. Беседа «Моя дружная семья» (приложение № 1)
Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях.
3. Беседа «Наш любимый детский сад» (приложение № 2)
Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.
4. Беседа «Что я знаю про село Красное» (приложение № 3)
Закрепить и уточнить знания детей о своем селе.
5. Рассказ воспитателя:
1.«Мое родное село Красное»
2. Общение на тему: «Моя семья».
Расширить знания детей о родном селе;
формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.
6. Нарисовать в свободной деятельности:
1.«Дом, в котором я живу»
Слепить в свободной деятельности:
2.«Огурец и свекла»
Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
7. Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть.
Е. Благинина «Вот так мама»
С. Михалков «Моя улица»
С. Маршак «Почта»
Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи.
8. Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье
Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.
9. Обогащение игрового опыта детей
Дидактические игры:
«Кто где живет»
«Кому что нужно для работы»
«Кто с тобой живет?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Больница»
«Путешествие по городу»
Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.
10. Изготовление фотоальбома: «Я гуляю с родителями по селу».
Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Консультация «Семья и семейные ценности»
Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».
Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение).
Привлечение родителей к созданию альбома : «Я гуляю с родителями по селу».
Заключительный этап
Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного села;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Приложение № 1
Беседа о семье (сидя на ковре, на стульчиках)
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физ. минутки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Скажите, как полностью зовут вашего папу? (ответы детей)
- Скажите, как полностью зовут маму? (ответы детей)
- Назовите своих родных братьев и сестер (если они есть)
Приложение № 2
Беседа на тему: «Наш любимый детский сад»
Цель: Предложить рассказать, что общего между детским садом и домом. Рассказать, кто работает в детском саду.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, папа с мамой каждый день ходят на работу, братья и сёстры – в школу. А куда ходите вы?
Дети: в детский сад.
Воспитатель: Правильно в детский сад. Наш детский сад называется «Малыш» и находится он по адресу: улица Коммунальная, д. 12 .
Сейчас я вам прочитаю стихотворение:
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(Г. Шалаева)
Детский сад – это наш второй дом. Мы в нём живём. В этом доме есть много групп, кабинетов, помещений. Назовите, какие знаете вы, и для чего они предназначены?
Дети: Музыкальный зал – помещение предназначено для музыкальных занятий.
Игровая – комната, в которой мы играем.
Физкультурный зал – помещение для физкультурных занятий.
Воспитатель: Что вы делаете в детском садике?
Ответы детей: Играем, читаем книги, рисуем, лепим, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т. д.
Воспитатель: Вам нравится ходить в детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, детский сад – это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Скажите, пожалуйста, кто с вами каждый день гуляет, читает вам сказки?
Дети: Воспитатели.
Воспитатель: Как зовут ваших воспитателей?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Кто главный помощник воспитателям?
Ответы детей (помощник воспитателя….
Воспитатель: Как зовут вашего помощника воспитателя? Как она помогает?
Ответы детей:… Приносит еду в группу, моет пол, помогает одеваться.
Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы! У меня есть один интересный конверт и сейчас мы с вами посмотрим, что же в нем. (Берёт конверт с картинками, на которых изображены повар, врач и ставит на мольберт).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, кто изображён на картинке слева? А кто справа?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы догадались? …
Воспитатель:
Ходит повар в колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед,
Кашу, щи и винегрет.
За здоровьем деток медсестра следит.
Лечит без таблеток ангину и бронхит.
А как зовут нашу медсестру?
Дети: ….
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Измеряет температуру, взвешивает, делает прививку, мажет царапины зелёнкой.
Воспитатель: А, как зовут наших поваров, которые готовят для нас вкусную еду каждый день?
Ответы детей….
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много мы сегодня рассказали друг другу о нашем детском садике. А вы любите свой детский садик?
Дети: Да, любим.
Приложение № 3
Село Красное - центр Краснинского района - находится в 100 км от города Липецка на краю Среднерусской возвышенности.
В далекие времена эти места считались одной из границ Московского государства. За окраиной Красного простиралось "дикое поле". До XVII века поселения в этих местах были редки и малочисленны. В первой половине XVII века для охраны государства строился целый ряд укреплений - Белгородская оборонительная черта.
Воины, защитники границы, селились вдоль укреплений и в глубине. Селения располагались на правом берегу Дона и в отдалении от него, так как татары обычно шли из-за Дона по "дикому полю". Так в середине ХУП века возникло село Красное.
Первое письменное упоминание о селе Красном в исторических документах появилось в 1678 году. По данным первой переписи населения, Красное считалось деревней, то есть оно не было церковным. Церковь была построена в 1840 году.
В 1891 году в сторону Ельца прошел первый поезд. С того момента открывается регулярное сообщение поездов. Активное участие в строительстве принимают крестьяне из деревень и сел.
Красивые заповедные места, наличие озер определили название села. Красное - значит красивое.
Краснинский район является родиной семи Героев Советского Союза, двух Героев Социалистического Труда. Здесь родились три генерала - участники Великой Отечественной войны.
В селе Ищеино родился писатель Андрей Сергеевич Пришвин. Родился и работает в селе Красном член Союза писателей СССР Александр Михайлович Титов.
Приложение № 4
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
• воспитание любви к Родине;
• воспитание уважения к старшему поколению;
• воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
• знание истории своей страны;
• другое ___
• затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
• прививать детям уважение к людям своей страны;
• познакомить с обычаями и традициями своего народа;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• расширять представления о родной земле, её столице, городах;
• ознакомление с историческим прошлым России;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
5. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей педагоги или родители? ___
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 5
***
«Наш Козел-стрекозел»
Наш Козел-стрекозел
То-то умный был:
Он по воду ходил,
Он и тесто месил, Он и печку топил,
И козлят кормил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,
Небывальщины,
Неслыхальщины.
***
«Ты, коровушка, ступай»
Ты, Коровушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
А придешь к нам вечерком,
Нас напоишь молочком.
***
Бычок, бычок, смоляной бочок,
Бодучие рожки, резвые ножки.
***
«А тари, тари, тари»
А Тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги-
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки-
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики-
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки-
Куплю Маше подушки.
***
Песенка «Домовенок»
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Пословицы и поговорки про семью
При солнышке — тепло,
при матушке — добро.
***
Птица радуется весне,
а мать — деткам.
***
Сердце матери лучше солнца греет.
***
Ласковое слово слаще мёда.
***
Мать всякому делу голова.
***
Материнская забота в огне не горит
и в воде не тонет.
***
Мать кормит детей, как земля
людей.
***
Мать хвалит дитя,
а свинья — поросёнка.
***
В бабушкином сердце на всех детей
ласки хватит.
***
Птичьего молока хоть в сказке
найдёшь, а другого отца-матери
и в сказке не найдёшь
***
Растут детки, как грибки.
***
Где хороший отец, там и сын
молодец.
***
Послушному сыну родительский
приказ в тягость.
***
Добрый сын — всему свету мил.
***
Родители трудолюбивы, и дети
неленивы.
***
Детство — зелено, молодость —
храбра, старость — мудра.
***
На свете всё найдёшь, кроме отца
Приложение № 6
и матери.
***
В семье любовь да совет, так
и нужды нет.
***
Отец наказывает, отец и хвалит.
***
Семья крепка ладом.
Заключение
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал :
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-877093-1611593064.jpg[/IMG]