Айзан Муслимова
Проект для старшего дошкольного возраста «Моя дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Муслимова Айзан Бадрудиновна
Возрастная группа : старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Длительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители
Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „Моя дружная семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Актуальность: семья стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка у меня появилась идея: создать проект «Моя дружная семья». Проведя, опрос детей в форме беседы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Именно поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
А самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Проблема:
Для себя я выявила такую проблему, которую надо решить: у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях, как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя дружная семья» была обусловлена вышеперечисленными факторами.
Цель: расширение представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; создание условий для повышения активности участия родителей в жизни ДОУ; воспитание любви и уважения к семье и семейным традициям; вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад - ребенок – семья»
Задачи проекта :
1. Обучающие - формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, закреплять знание фамилии, имени, отчества родителей, об их профессиях, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
2. Развивающие - развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми;
3. Воспитательные - воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Планируемый результат со стороны детей:
• знают историю своей семьи,
• знают семейные традиции, праздники и участвуют в них,
сформирован интерес к познанию истории своей семьи,
• родители участвуют в образовательном процессе своих детей.
Планируемый результат со стороны педагога:
• активизируется поисковая деятельность,
• установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями,
• создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
• повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы
• повысится педагогическая культура родителей.
• заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества
Этапы работы над проектом :
1 этап – постановка проблемы;
2 этап – подготовительный;
3 этап – реализация проекта (со всеми участниками образовательного процесса);
4 этап – заключительный (презентация проекта).
Реализация проекта «Моя дружная семья» по этапам
Этапы работы Формы работы Сроки
Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
1. Постановка проблемы Опрос в форме беседы: о взаимоотношениях в семье, родственных связях Индивидуальные консультации с педагогами Анкетирование родителей «Моя семья»
Сбор информации Сентябрь
2. Подготовительный Сбор материала: иллюстрации, наглядность, художественные книги о семье, семейные альбомы Консультации с педагогами
«Семейная гостиная» Объяснение заданий и консультации по реализации проекта, беседы о семейных традициях Октябрь
3. Реализация проекта Продуктивно-исследовательская деятельность по составлению «Генеалогического древа», (аппликация, рисование, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
Составление мини-рассказов о семье и семейных традициях; заучивание стихотворений о семье Папка-передвижка : «Десять семейных традиций» Участие в мероприятиях в рамках реализации проекта,
подготовка домашнего задания: «Создание семейного альбома» Ноябрь
4. Заключительный (презентация проекта) Презентация по итогам проекта с участием детей
(мини-рассказ о семье) Рекомендации для педагогов «Как привлечь родителей к жизни детского сада?» Родительское собрание по итогам проекта «Семья – что может быть дороже!» Ноябрь
Оценка результатов по проекту :
За время реализации проекта «Моя дружная семья», уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, о семейных традициях, о профессиях родителей, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной семьи.
Выбор этой темы был не случайным. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, с воспитанниками, которые должны пойти в школу, с учетом того, что к концу учебного года мои воспитанники должны владеть знаниями о семье, выбор мой пал на тему: «Моя дружная семья». Проведенное среди родителей анкетирование, проявляемый интерес детей к своим семьям мне также помогли в выборе темы проекта.
За время реализации проекта «Моя дружная семья» с воспитанниками проведена следующая работа:
- тематические беседы «Моё имя», «Кем работают мои родители?», «Традиции моей семьи», «Папа мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Мой родной город».
- ООД (познавательное развитие) «Моя семья», «Моя родословная»;
- сюжетно – ролевые игры (социально – коммуникативное развитие) «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей»;
- ООД (художественно – эстетическое развитие - аппликация) «Составление генеалогического древа семьи»;
- ООД (художественно – эстетическое развитие – рисование) «Папа, мама, я – дружная семья);
- чтение художественной литературы (речевое развитие) : чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», В. Катаева «Цветик – семицветик»; заучивание стихотворений О. Выготской «Моя семья», Р. Гамзатова «Про дедушку»; составление рассказа о своей семье;
- здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме проекта.
Я считаю, что главным фактором успешности данного проекта стало активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Родители с энтузиазмом поддерживали мои идеи, возникавшие в ходе реализации проекта. На последнем этапе реализации моего проекта, мною родителям было дано домашнее задание: подготовить видео-рассказ о семье. Родители очень ответственно подошли к данному поручению. В рамках проекта «Моя дружная семья» ими были подготовлены небольшие видео – ролики, где главными героями стали их дети.
Также, работа по проекту позволила мне распространить опыт работы, накопленный при реализации данного проекта. Я поделилась опытом работы с коллегами. Провела с ними консультации, беседы по теме проекта.
Вывод: таким образом, работа над проектом дала мне возможность выстраивать с родителями отношения взаимосотрудничества и взаимопомощи, это в свою очередь способствовало укреплению связи цепочки «Детский сад-ребенок-семья».
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас, у воспитателей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Я очень надеюсь, что наше подрастающее поколение, будет любить и оберегать своих близких.