Ирина Власова
Проект «Моя будущая профессия» с дошкольниками
▼ Скачать
Аннотация: проектная деятельность как форма работы с дошкольниками дает возможность для более интересной совместной работы детей и взрослых. Позволяет повысить психолого - педагогические компетенций у родителей. Создает возможность расширить и пополнить предметно-развивающую среду.
Ключевые слова: проектная деятельность, сюжетно-ролевая игра, сотрудничество, профессия, педагоги, родители.
Публикация «Проект „Моя будущая профессия“ с дошкольниками» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике дошкольных учреждений метода проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с пассивного накопления детьми суммы знаний на овладения ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов всегда ориентирован на деятельность детей: индивидуальную, парную, групповую.
Творческие задания в проекте способствуют расширению знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Безусловно, дошкольники часто не могут выполнить то или иное задание по проекту. В этих случаях на помощь приходят взрослые. Совместная работа детей и родителей – это важный аспект в проектной деятельности. Здесь работает принцип сотрудничества детей и взрослых.
Актуальность проекта:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания проекта «Моя будущая профессия». Углубленное изучение профессий через трудовую деятельность своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта: формирование представлений у дошкольников о мире профессий в рамках игровой деятельности.
Задачи:
проанализировать методическую литературу;
развивать интерес к профессиям родителей, ближайшего окружения;
научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;
организовать сотрудничество родителей с детьми в процессе реализации проекта.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости;
- пополнение лексики обучающихся;
- расширение знаний о профессиях членов своей семьи.
Для родителей:
- взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей;
- создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
Реализация проекта включает в себя несколько этапов:
1 этап – подготовительный;
2 этап- основной;
3 этап- заключительный.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Для того, чтобы осуществить проект в полном объеме, интересно для детей и взрослых, необходимо было задействовать всех педагогов и родителей.
Когда был готов макет проекта, определены цель и задачи, я предложила родителям на подготовительном этапе заполнить анкеты, где они указывали профессии членов своей семье, включая родственников.
Второй этап проекта - основной. В нем работу проводят педагоги вместе с детьми и родители.
Педагог дополнительного образования по ручному труду Горохова М. Е. выбрала военную тематику. На своих занятиях педагог рассказал о людях которые призваны защищать свою родину, в чем заключается их служба, и дети изготовили своими руками макеты танков и самолетов.
Педагог Попова Я. Н. на занятиях по изобразительному искусству предложила учащимся нарисовать себя в будущей профессии. Дети с интересом были вовлечены в эту работу. Кто-то изобразил себя доктором, парикмахером, военным.
Увлекательный мастер-класс провела педагог Баринова Н. Л., на котором показала все грани мастерства этой профессии. Рассказала какими инструментами пользуется парикмахер, как правильно ухаживать за волосами, а также выполнила красивые прически детям.
Каждый ребенок любит фантазировать и представлять себя в роли различных героев известных им мультфильмов или сказок. Им представилась такая возможность, каждый получил роль в новогоднем спектакле «Теремок на новый лад». Кто-то был лисичкой, кто-то зайчиком, мишкой и другими героями. Играя в этом спектакле, ребята почувствовали себя настоящими артистами. Они не только говорили слова своих сказочных героев, но и пели, и танцевали. Помогли им в этом педагоги по ритмике Власова И. П. и музыке Голунова О. А.
Для знакомства с профессией инспектора ГИБДД мною были приглашены сотрудники «Лаборатории безопасности» города Костромы, которые наглядно и доступно рассказали детям о своей профессии.
Ребята с большим интересом слушали рассказ о дорожных знаках, которые были представлены на специальном макете, побывали в роли пассажиров автобуса и водителя. Дети внимательно слушали правила поведения в автомобиле во время путешествия.
Учащиеся группы «Полянка» очень любят играть в различные сюжетно-ролевые игры. Я предложила им игру «Поликлиника». Дети отгадывали загадки по теме игры, знакомились со специальностями врачей, с интересом рассматривали представленный дидактический материал.
Каждый день мои воспитанники что-то строят, мастерят из различных видов конструктора, умеют конструировать из бумаги. Изучать профессию строителя я начала с видео-презентации, во время которой я рассказала какие бывают профессии в строительной области: архитектор, штукатур, каменщик, моляр. Затем предложила им самим спроектировать дом будущего и построить его. Каждый выбрал себе профессию по душе.
Когда дети играли в доктора или строителя они самостоятельно применяли знания и навыки, полученные в сюжетно-ролевых играх.
Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей, она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу, внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Я, как педагог-организатор, предложила ребятам самим попробовать себя в роли поваров и приготовить для мам грушевый десерт. Этот мастер класс был приурочен к празднику День матери. Для мам это был настоящий сюрприз. Дети готовили угощенье самостоятельно, каждый выполнял определенную работу: кто- то растирал орехи, другие резали фрукты и т. д. После угощения мамы получили рецепт приготовления «грушевого десерта».
Важную и интересную работу предстояло выполнить родителям учащихся. Каждой семье было предложила написать все об их профессиях в форме эссе. Получились интересные и содержательные работы.
Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Заключительный этап проекта «Моя будущая профессия» планировался в мае месяце в форме круглого стола, но в связи со сложной эпидемиологической обстановкой проект завершился в онлайн-режиме.
Результат проекта:
Педагогический проект «Моя будущая профессия» реализовал поставленные задачи. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых, понимание значимости труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность педагогов, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Литература
1. Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н. А. Луконенко, Н. А. Култаева, Т. В. Колмакова, О. Ю. Назарова, Л. А. Лучшева, А. Ю. Лучшева. – Кемерово, 2016. – 56 с.
2. Веракса Н. Е. ,Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников – Мозаика-синтез, 2014г.