Татьяна Смирнова
Проект «Мой родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Проект направлен на решения вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой программой, воспитания детей на традициях народной культуры для дошкольного учреждения.
Темы.
Познавательно речевое развитие.
1. Я и моя семья. 2. Наш поселок (4 дачная). 3. Мой родной город Саратов. 4. Край, в котором я живу. 5. Природа Саратовской области. 6. Развитие связной речи детей (5 -7 лет) через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Публикация «Проект „Мой родной город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Художественно – эстетические - развитие.
6. Изобразительное искусство Саратова. 7. Народно прикладное искусство. 8. Музыкальная культура.
Физическое воспитание. 9. Русские народные игры.
Цель проекта : создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи.
1. Сформировать у детей представление о себе, своей семье и социальном окружении. 2. Дать представление о роли родного города и края в экономическом развитие страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязи и значение для жизни города. 3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, его жителям, труду. 4. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Саратовской области. 5. Познакомить с историческим и культурным населением родного края. 6. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.
Ожидаемые результаты.
1. Применение полученных знаний о своей семье, названии города, в котором живет ребенок, района, сведения о своем поселке, названия улиц на которой живет ребенок, памятниках старины и знаменитых людях города, природе родного края, народных традициях, праздниках. 2. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации цели, повышение значимости патриотического воспитания для детей.
3. Тесный контакт педагогов, родителей и детей будущих граждан своего города.
Механизм отслеживания результата. -Диагностика детей ; – беседы, интервью, детские рассказы, рисунки; - Отмечено уважительное отношения к людям труда, истории, культуре и обычаях родного края; - Совместные посещения родителей и детей разных мероприятий, посещения музеев, исторических мест, культурных мероприятий.
- Проведение занятий на темы: «Моя улица», «Городские здания», «Дома бывают разные», «Волга – рекам Родины царица», Мы живем в России».
- Консультация для родителей «Как мы знакомим детей с историей родного края». - Анкетирование для родителей.
1этап - подготовительный.
1. Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города детьми и привлечь родителей к совместным посещениям разных мероприятий. 2. Выбор темы и изучения города детьми в соответствии с интересами и возможностями, совместные обсуждения. 3. Совместное составления плана, маршрута экскурсий (воспитатель, родитель, ребенок.
2 этап - реализации. Реализация задач проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учетом приоритетных направлений деятельности ДОУ. По каждому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учетом регионального компонента. – подбор информаций в книгах, журналах, открытках; - продуктивная деятельность ребенка - рисунки, аппликации, рассказы, стихи, сказки придуманные детьми. – За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными учреждениями культуры. Дети стали частыми посетителями Библиотеки (где были показаны выставки «Мой город Саратов». И выставка рисунков «Мой поселок». Детей знакомили с книгами, иллюстрациями, плакатами. Ребята принимали участие в конкурсе чтецов. – Рассказы специалистов. (Приезжал краевой музей показывал выставку «Золотая хохлома». Совместно с родителями дети посетили музей Краеведения. Частыми гостями в детском саду были : воспитанники музыкальной школы (давали концерты, рассказывали о музыкальной стороне Саратова, выездные театры (Кукольный театр, театр «Самокат»(знакомили детей с народным творчеством, Цирк (дети знакомились с животными, птицами, змеями).
3 этап – обобщающий.
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями. 2. Отметить успехи и неудачи. 3. Отметить отзывы о детских впечатлениях. 4. Обобщить собранный текстовый материал, аудио-, видио, фотоматериал. 5. Оформить альбомы : Пословицы, поговорки, приметы, дополнить альбом о Саратове. 6. Оформить стенд в фае «Родные просторы», «Прикоснись к природе сердцем».
Темы для изучения и представления родителям и детям.
Познавательное речевое развитие. 1. Я и моя семья. – Обычаи и традиции семьи, составление Генеалогического древа в контексте прошлого и будущего. Занятие «Родственные связи».
2. Наш поселок «4 Дачная». – Обзорная экскурсия по поселку, целевые прогулки к памятнику Зои Космодемьянской, к пожарной части поселка; к учреждениям (почте, банку, магазину, библиотеке, школе, к железной дороге и новостройкам поселка. Изготовление макета микрорайона с обозначением учреждений и домов где живут дети.
3. Мой родной город Саратов. –Экскурсия по городу с родителями, беседы о гербе, флаге Саратова, о промышленности, о транспорте, улицах города и людях в честь которых названы улицы, Посещения музеев, театров, галерей. Чтение произведений о Саратове. Создание альбомов «Моя семья»(рисунки, фотографии).
4. Край, в котором я живу. – Экскурсии в краеведческий музей, рассматривание карты Саратовской области, фотографии, рисунки, беседы о растительном и животном мире Саратовской области, беседы об истории края, легенды, знакомство с Красной книгой.
5. Природа Саратовской области. Циклические наблюдения за природой и погодой, работа в календаре природы, проведения акций «Помоги зимующим птицам», Добрые дела – изготовление кормушек, плакатов экологического содержания. Досуговые мероприятия: «Праздник осени», были проведены занятия «Мой родной город Саратов» .Конкурс знатоков города «Я живу на земле Саратовской» 6. Развитие связной речи детей 5 – 7 лет через приобщение их к истокам русской народной культуры». Народные традиции, промыслы, приметы, праздники календарно - зеленого цикла «Коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Весна – красна».
Художественно – эстетические развитие (Культура и искусство Саратова.)
7. Изобразительное искусство Саратова. Ознакомление с творчеством художников и скульпторов Саратовской школы (В. Э. Борисов – Мусатов, П. С. Уткин, К. С. Петров –Воткин, А. Е. Карев, А. Т. Матвеев, А. И. Савинов. Посещения выставок картин художников.
8. Народно – прикладное искусство. Лепка предметов старины. Ремесло глиняной игрушки –лепка петушка, лошадки, барыни, оленя по мотивам дымковской игрушки.
9. Музыкальная культура Саратова. Разучивание народных песен, частушек. Ознакомление с народными музыкальными инструментами. Ознакомление с песнями о Родине, о природе. Беседа о композиторах. Встречи с учениками музыкальной школы, беседы о музыке. Знакомство с музыкальными произведениями. Разучивание русских хороводов: «Ой, сад во дворе», «Лебедушка».
Физическое воспитание.
8. Народные игры. Игры: «Плетень», «Гуси – гуси», «Чехарда», «Гори, гори ясно», «Горшеня», «Ручеек», «Чучело», «Баба Яга» и др.
В ходе реализации проекта образовательная работа с детьми строилась по принципам. –Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами. – Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении. – Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение. – Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театральной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга. – Принцип сотрудничества и сотворчества предлагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвитию каждого, диалогичность взаимодействия.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Саратовской области. – Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне. - Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.
В педагогическом процессе используются следующие методы: - как наблюдения; - беседы; - чтения рассказов; - рассматривания картин, иллюстраций, обсуждения их; - Рассказ воспитателя, родителей, детей; - разучивание песен и стихов, частушек; - прослушивания аудио – записей ; - дидактические и подвижные игры; - разучивание хороводов; - поощрение детей.