Галина Овсянникова
Проект «Мой поселок, моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Срок проекта : с 21 ноября 2022 года по 10 марта 2023
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Мой поселок, моя малая Родина“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его знать. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного поселка. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.
Цель проекта :
• создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента;
• осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма;
• приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
Образовательные:
• обогащать и закреплять знания воспитанников о родном посёлке (о прошлом и о настоящем, о местных достопримечательностях, о традициях и культуре;
• способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детьми
Развивающие:
• развивать интерес к жизни и истории родного посёлка;
• развивать связную речь детей посредством составления рассказов о родном посёлке;
• развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
• закреплять умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией;
Воспитательные:
• воспитывать любовь, уважение к своей малой родине и бережное к ней отношение.
Ожидаемые результаты:
Дети владеют знаниями о поселке Новониколаевский, как о малой родине, о ближайшем окружении, основными объектами поселка : детский сад, школа, магазин, врачебная амбулатория, дом культуры; и т. д.
Активное участие детей в наблюдениях, экскурсиях выставках и других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать
на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний, об умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Формы работы над проектом :
• НОД
• целевые прогулки
• обратить внимание (на достопримечательности, основные учреждения поселка)
• экскурсии
• художественно-творческая деятельность
• чтение художественной литературы
• рассматривание иллюстраций, фотографий; презентация
• слушание музыки
• наблюдения.
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. Беседа с детьми «Мой посёлок» на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т. д.
2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.
3. Постановка целей и задач работы.
4. Информирование родителей.
Основной этап
1. Реализация содержания проекта.
2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.
3. Чтение произведений.
4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями, основными учреждениями.
5. Составление рассказов о поселке.
6. Экскурсии
7. Рассматривание иллюстраций, фотографий; презентации.
8. Слушание музыки
9. Наблюдения за окружающей действительностью
Завершающий этап
1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома.
2. Подведение итогов.
3. Оформление отчетной документации по проекту.
Презентационный этап.
1. Презентация проекта.
2. Предоставление продукта проекта.
Перспективный план работы
Блоки. Формы работы.
1 блок.
• История родного поселка Новониколаевский.
• Беседа «Где я живу?» «Мой любимый посёлок»;
• Дидактическая игра «Моя страна», «Угадай животного, птицу».
• Ознакомление с окружающим миром: «Наш поселок Новониколаевский»
• Подборка фотографий для альбома «Моя малая Родина»
• Д/и «Символы моей Родины»,
• С/р игра «Мы –строители»
2 блок. Достопримечательности и значимые места.
• Беседа по теме «Любимое место отдыха»
• Беседа с детьми о памятных местах посёлка
• Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна»
• Аппликация «Дом, где я живу»
• Составление альбома «Моя малая Родина»
• Конструирование «Наш детский сад»
• Чтение стихов о Родине
• С/р игра «Почта»
3 блок. Наши улицы.
• Рассматривание иллюстраций, газетных вырезок с информацией о поселке Новониколаевский
• Конструирование «Мой город».
• Составление рассказов «Из окна наша улица видна»;
• Работа со схемой «Как дойти до детского сада, и по каким улицам?».
• Рисование «Дом, в котором я живу»
• Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме
• Д/и «Какие бывают дома»
• С/р игра «Семья»
4 блок. Профессии и предприятия поселка Новониколаевский.
• Чтение стихов о профессиях, о труде
• Беседа о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама»
• Конструирование «Предприятия поселка Новониколаевский»
• Пригласить родителей рассказать о своей профессии.
• Д/и «Кому что нужно для работы», «Назови профессию»
• С/р игра «Библиотека»
• Ситуативный разговор «Кем я стану, когда вырасту?»
• Рисование «Моя семья»
5 блок. Природа нашего района.
• Показ презентации «Природа родного края»
• Беседа «Звери и птицы родного края»
• Чтение художественной литературы В. С. Аксёнова «В России есть прекрасные места…»
• Оформление стенда «Мой любимый поселок»
• Д/и «Узнай это место»
• Отгадывание загадок «Кто живет в наших лесах?»
• Беседа о сохранении природы родного поселка.
• Рисование «Природа нашего района»
III – Заключительный этап.
• Игра – викторина «Моя малая Родина»
• Просмотр видео «Я и моя Малая Родина»
Результативность проекта
Называют:
-место проживания: поселок, район, край - 10 детей из 15 детей
- символику района, значимые и памятные места - 7 детей из 15 детей
- домашний адрес - 10 детей из 15 детей
- место работы родителей - 12 детей из 15 детей
- предприятия родного поселка и их значимость - 6 детей из 15 детей
Список используемой литературы:
• От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Высильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М: Мозайка – синтез, 1016
• «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – Москва, Мозаика-Синтез 2016г.
• Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
• Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», Алешина Н. В. 2008.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»